Хомяков Алексей Степанович: краткая биография, философия славянофильства, основные произведения

пистатель-мыслитель

Обратимся к биографии русского философа, основоположника славянофильства Алексея Степановича Хомякова (1804—1860) и расскажем кратко об основных его произведениях, а также основных жизненных вехах писателя и мыслителя.

Происхождение и детские годы

Родился писатель в Москве. Его родители принадлежали к дворянскому сословию. Мать, Мария Алексеевна, отличалась особой религиозностью, Отец, Степан Александрович, напротив, не стремился к благочестию, был склонен к азартным играм, горячо почитал английскую культуру и традиции. Опасаясь за нравственное поведение своих сыновей, Мария Алексеевна с детства воспитывала их в рамках христианской морали. Неудивительно, что в студенческие годы Алексей и его брат Федор отличались нравственностью в то время, как сокурсники предавались страстям, свойственным их возрасту и сословному положению. Благодаря матери, дети получили основу для дальнейшего духовного развития, на протяжении жизни сохранили уважение к своему отечеству.

Образование

Перед поступлением в Московский университет дети в семье Хомяковых обучались дома. Для занятий к ним приглашались лучшие преподаватели. Большой упор в образовании делался на гуманитарные науки, в частности, на иностранные языки: латынь, французский, английский, немецкий. Успехи будущего писателя в изучении латинского подтверждены тем, что в юном возрасте он перевел «Германию» Тацита, который частично был опубликован через два года в издании «Труды общества любителей российской словесности».

В университете Алексей Степанович изучал математические науки и по завершению получил кандидатскую степень.

Служба

Математиком Хомяков не стал, его заинтересовала военная служба. В период с 1822—1825 г. он служил в Астраханском кирасирском полку, затем в Херсонском. Завершил карьеру в Конном полку, находящемся в С.-Петербурге. Из воспоминаний современника:

«…образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия. Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, прыгал через препятствия в вышину человека. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу Православной Церкви, в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. В то время уже было значительное число вольнодумцев, многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушил к себе такую любовь и уважение, что никто не позволил себе коснуться его верования. Впрочем, он был выше мелкого чувства ложного стыда, и жалкие насмешки не волновали бы его. Хомяков не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергал позволение носить жестяные кирасы вместо железных, полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами».

По завершению службы Алексей Степанович отправился во Францию, затем посетил Италию, Швейцарию и Австрию. Путешествуя, знакомился с культурой, отличной от отечественной, подмечал особенности заграничной жизни. В своих письмах родным он делился заметками о негативных сторонах западной цивилизации — подобное мнение шло вразрез восторженному отношению к Европе у соотечественников.

В 1828 году началась война с турками, и Хомяков, вернувшийся к этому времени домой, отправляется на службу в Белорусский гусарский полк. В чине адъютанта он участвовал в нескольких сражениях, получил ранение, был награжден орденом Св. Анны и Владимирским крестом. После подписания мирного соглашения между государствами завершил службу, поселился в своем поместье в Тульской губернии и занялся здесь управленческими делами, в свободное время возвращаясь к изобретательской деятельности. В частности, он изобрел ружье, которое позволяло стрелять на большое расстояние, а также машину с паровым движителем, получив на на нее патент в Англии. Виноделие, изготовление сахара, изучение гомеопатии с дальнейшим применением знаний на практике — далеко не полный перечень занятий, которыми увлекался писатель. Проводил поиски полезных ископаемых в Тульской губернии, а также разрабатывал проекты по благоустройству жизни алеутов на крайнем Севере. 

Философские взгляды славянофила Хомякова Алексея Степановича

Мировоззрение писателя, которое впоследствии современники назовут «славянофильством», стало результатом его долгих размышлений о культурно-историческом своеобразии отечественной и европейской цивилизаций, их схожести и отличии. Окончательно его идеи сложились в систему после выхода в свет в 1836 году скандальной статьи П. Я Чаадаева «Первое Философическое письмо», в котором общественный деятель критикует прошлое России, противопоставляет православие римо-католицизму и призывает соотечественников следовать прогрессивному, с его точки зрения, европейскому пути развития.

Чаадаев за подобные высказывания был признан сумасшедшим и помещен под домашний арест на целый год. Статья его получила большой резонанс в обществе: возникла необходимость как-то сформулировать идею о месте России в цивилизованном мире, и Алексею Степановичу это удалось. Первой статьей, в которой он делится своими взглядами, стала публикация «О новом и старом».

«Хомяков первый раскрыл основные черты русского православного сознания – в категориях, привычных европейской мысли того времени. Этот отставной ротмистр, воспитанный французским аббатом, изучавший математику в Москве и живопись в Париже, стал главным проводником славянофильской философии жизни и в то же время первым оригинальным богословом и истинным глашатаем Русской Церкви.» (Зернов Н. М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев).

Противопоставив себя западникам (к которым, относили себя, например, Герцен, Грановский), Алексей Степанович вступал с ними в горячие дискуссии. Обладая хорошей эрудицией и ораторскими способностями, имея основательные знания в богословии, он часто превосходил оппонентов в спорах. Именно ему принадлежит формулировка такого понятия как соборность («единство во множестве»), присущая русскому народу.

Религиозные размышления Хомякова Алексея Степановича были сформулированы в ряде статей, а наиболее полно в публикации «Церковь одна» — подробный анализ философской концепции, подкрепленный цитатами мыслителя, приводит Н. Бердяев в своей монографии, посвященной основоположнику славянофильства.

Отдельным направлением в деятельности мыслителя стало развитие исторической философии, которая воплотилась в его фундаментальном труде «Семирамида». Здесь он излагает свои взгляды на путь развития различных рас, столкновение вероисповеданий и традиций между народами. Рассматривает особый путь православной России в мировом устройстве, подчеркивая ее значение в освобождении человечества от тупикового, ложного развития, которое распространилось в мире под влиянием западной цивилизации. В статье от 1850 года «Об общественном воспитании в России» им предлагаются идеи разностороннего гармоничного развития юношества.

Поэзия

Алексей Степанович больше известен как публицист, философ. Однако в его творчестве есть место и поэзии. Впервые он выступил как поэт в 1826 году в возрасте 22-х лет, зачитав публике свою трагедию «Ермак», слушать которую тогда собралась большая публика в доме Веневитиновых, а в 1839-м Хомяковым было написано стихотворение «Киев», которое и сегодня можно читать с большим интересом, отмечая в нем мотивы на злобу дня.

Киев
Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!

Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон:
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?»

— «Я оттуда, где струится
Тихий Дон — краса степей».
— «Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»

— «Край мой — теплый брег Евксина!»
— «Край мой — брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».

— «Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,
Там страна моя родная!»
— «Мне отчизна — старый Псков».

— «Я от Ладоги холодной».
— «Я синих волн Невы».
— «Я от Камы многоводной».
— «Я от матушки Москвы».

Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.

И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких —
Полк молящихся детей —

Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны…
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?

Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.

Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.

И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,

Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твое святое лоно,
В твой родительский приют.

И вокруг знамен отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрожденные тобой!

В целом, поэзия Алексея Степановича пронизана любовью к своему отечеству, к русскому православному народу, роль которого в этом мире прогресса велика. Лирика его воздушна, восторженна, местами меланхолична.

Личная жизнь. Последние годы

Семейное счастье писатель обрел в 32 года, женившись на сестре поэта Н. Языкова — Марии. На протяжении шестнадцати лет у пары родилось восемь детей, двое из которых умерли в младенчестве от скарлатины. Счастье прервалось смертью жены, находящейся в положении, в 1852 году. По словам современников глава семейства держался стоически, и впоследствии посвятил свою жизнь воспитанию детей, не помышляя даже о женитьбе на другой женщине. После смерти жены он прожил восемь лет: скончался в 1860 году от холеры в период эпидемии, разразившейся среди крестьян, лечением которых самоотверженно занимался писатель. Похоронен в Даниловом монастыре рядом со своей супругой. Затем перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Мы рассказали краткую биографию Хомякова Алексея Степановича, писателя, публициста, философа, изобретателя, идеи которого оказали большое влияние на общественное мнение в России середины XIX века. Его мысли об особенностях исторического развития русского народа, отличного от западной цивилизации, и его роли в мире воспринимались современниками, ориентированными на Запад, как правило, негативно. И в наши дни дискуссии о положительном значении самобытности россиян не утихают, все также в обществе распространена идея слепого поклонения теперь уже «европейским ценностям».

Добавить комментарий