Михаил Ларионов (1881-1964), Тирасполь — Фонтене-о-Роз

михаил ларионов

Михаил Ларионов — художник экспериментирующий. Освоив импрессионизм, футуризм и конструктивизм, он пришел к собственному стилю — лучизму, и по праву может считаться основателем отечественного авангарда. Под влиянием Ларионова сформировались такие художники, как Малевич, Татлин, Филонов и др.

1. Происхождение
Михаил Ларионов в юности
Михаил Ларионов в юности

Родился Михаил Ларионов 3 июня 1881 года недалеко от г. Тирасполь Херсонской губернии, в то время еще являвшегося частью Российской империи. Отец его по роду деятельности был военным фельдшером, в 1891 году он перевез семью в Москву. Однако несмотря на смену обстановки в пользу столицы, Михаил Ларионов навсегда сохранил теплые воспоминания к местам, где прошло его счастливое детство.

2. Образование
училище живописи, ваяния и зодчества в Москве
Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве

В Москве Михаил окончил реальное училище Воскресенского, после чего с 1898 по 1910 год обучался в училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его преподавателей были такие маститые художники, как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан. Во время учебы Михаила Федоровича на три года отчислили за экспонирование картин непристойного содержания. Скандал произошел из-за откровенных, по мнению комиссии, этюдов натурщиц, т.к. изображение обнаженных женщин на тот момент времени в отрыве от античных тем все еще подвергалось порицанию. Однако эксперименты свои начинающий художник не прекратил, «нащупывая» собственный стиль исполнения.
Ларионов и откровенные этюды натурщиц
Лежащая обнаженная, 1902 г
3. «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»

В 1910 году Михаил Ларионов совместно с Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». Публика отрицательно отнеслась к попытке художников проявить себя. Однако в 1911 под не понятые обществом авангардисты тем же названием «Бубновый валет» организовали творческое объединение, которое просуществовало до 1917 года. Объединяющей идеей живописцев стал отказ от академизма и реализма, но реализация задуманного в стиле «примитивизма» и «сезаннизма».

В 1912 году Ларионов вместе с Натальей Гончаровой создали художественное объединение «Ослиный хвост», целью которого была объединить художников, стремящихся непосредственно к созданию по-настоящему русской живописи без влияния европейских достижений.

Ларионов М. Отдыхающий солдат
Отдыхающий солдат, 1911
Ларионов М., Курящий солдат
Ларионов М., Курящий солдат, 1910-е г.
Н. Гончарова, Мальчик с петухом
Мальчик с петухом, 1913, Гончарова Наталья Сергеевна
4. Венеры Ларионова

В 1912 Михаил Ларионов пишет ряд полотен, на каждом из которых была изображена обнаженная женщина в постели. Большинство из этих картин получили соответствующее название со словом «Венера», а именно: «Солдатская Венера», «Кацапская Венера», «Еврейская Венера», «Венера» («Венера Михаил»). Так, будто нарисованные детской рукой, подчеркнуто наивные, картины Ларионова, постепенно становятся визитной карточкой художника. В простоте Ларионова — освобождение женщины от надуманных стандартов красоты, главное — естественность.

Ларионов М. Ф, Еврейская Венера, 1912
Еврейская Венера, 1912 г.
Ларионов цикл "Венер", Кацапская Венера.
Кацапская Венера, 1912 г.
Цикл "Венер", Венера и Михаил
Венера Михаил, 1912
5. Цикл «Времена года»

Важным моментом в эксперименте с «Венерами», вернее с «Венерой Михаил» является использование художником надписи, как элемента изображения. В цикле «Времена года» Ларионов уже вовсю использует этот прием, как несущий дополнительную смысловую нагрузку.

из цикла "Времена года", Ларионов М.Ф,
Из цикла «Времена года». Зима.
Ларионов М. Ф, Времена года. Осень
Из цикла «Времена года». Осень. 1912
6. Лучизм

В 1913 году в жизни Ларионова начинается период «лучизма». Смысл этой концепции заключается в следующем: если глаз человека видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не предметы. Поэтому задача художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из хаоса отраженных. Предметы, их наличие или отсутствие, само по себе не важно, и если они исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи. По большому счету, это период расцвета Ларионова, но началась Первая мировая война…

Ларионов М., Стекло.
Самая зрелая лучистская работа Ларионова М. «Стекло»
«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
7. Париж и Дягилев

В 1914 году Ларионова призвали в армию. После контузии его демобилизовали. Вместе с женой, Натальей Гончаровой, он уезжает в Париж. Там он создает костюмы и декорации для антрепризы Дягилева. На родину Ларионов больше не вернется, былого творческого подъема художнику уже не видать.
Дизайн костюма для балета «Русские сказки»
8. Отношения: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова с разрисованными лицами
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Живопись в жизни.

Михаил Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой еще во время обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это был необычный союз двух творческих людей, подпитывающий их обоих, узаконенный лишь в 1950-х годах. Вместе они перебрались во Францию, продолжая творить. Поддерживали друг друга в трудностях, при том, что в их отношениях ревность была исключена, и каждый из них имел право на увлечение кем-либо. У Ларионова, в частности, возникла симпатия к поселившейся недалеко от места его проживания Александре Томилиной, благодаря ее усилиям работы художника были переданы на его родину.

Ларионов М. и Гончарова Н.
Ларионов М. и Гончарова Н.
9. Закат

На Западе Ларионов не обрел большой популярности, в отличие от своей супруги. Он оказался для европейской публики слишком разноплановым, противоречивым художником, сумевшим объединить в себе наряду со скрупулезностью, владением техникой, пониманием предмета, разнузданность, хулиганство и эпатаж. Скончался Михаил Ларионов 10 мая 1964 года. В родном Тирасполе есть улица, названная в его честь.

Рыбы при заходящем солнце (Рыбы при закате), Ларионов М.Ф,
Рыбы при заходящем солнце (Рыбы при закате), 1904 г.
Ларионов Девушка у парикмахера
Девушка у парикмахера, 1920-е г.
Ларионов М., Парикмахер
Парикмахер, 1907
Творчество Ларионова многих вдохновляло  на творчество. Например, серия работ о парикмахерских нашла отражение в стихах В. Маяковского: «Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный: «Будьте добры́, причешите мне уши».»
Индюк, 1905
Пейзаж под снегом, художник Ларионов М.
Пейзаж под снегом, 1899
Ларионов и откровенные натурщицы
Ларионов М., Парикмахер
Парикмахер, 1907
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
«Пивной натюрморт» 1904
«Пивной натюрморт» 1904
художник Ларионов М., родоначальник нового направления в живописи
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра, 1913.

Добавить комментарий