Аляксандра Калантай (1872-1952), Санкт-Пецярбург – Масква

Алксандра Коллонтай.

1. Аляксандра Калантай (Дамантовіч), год і месца нараджэння. Присхождение

Александра Михайловна Коллонтай родилась 19 сакавік 1872 г. в Санкт-Петербурге в родовитой и обеспеченной семье.
Девичья фамилия Коллонтай – Дамантовіч. Фамилия эта является производным от имени давнего предка Александры Михайловны Довмонта Псковского, жившего в 18 у. и княжившего в Пскове.
Глава семейства Домонтовичей, Михаил Алексеевич, из украинских дворян, знатный генерал, уважаемый человек. Во время русско-турецкой войны (1878-1879) был в разгаре событий на Балканах, а позже губернатором Тырнова в Болгарии.

Мать Александры Михайловны была дочерью скупщика и продавца леса Александра Масалина, прибывшего в Петербург из Финляндии. И хотя человеком он был предприимчивым и успешно сколотил себе состояние, фамилия его не была родовитой. Однако эта условность не помешала, у выніку, породниться ему с авторитетной семьей Домонтович.
Историю своей семьи Коллонтай подробно описывает в мемуарахИз моей жизни и работы.

2. адукацыя. замужжа.

Семья Коллонтай - Александра, муж Владимир, сын Миша.

Увлечению Коллонтай революционными идеями предшествовали годы домашнего обучения, качественного и разностороннего. Среди прочих необходимых образовательных навыков Александра владела немецким, французским, английским, финским языками, что сослужило ей в дальнейшем хорошим подспорьем в агитационной деятельности.
До того, как появились первые мысли о преобразовании царской России, Шура Домонтович мечтала стать писательницей и даже написала повесть. Для объективной оценки своего писательского мастерства она отправила повесть писателю Короленко, который ответил ей нелестным отзывом: «Если бы вы писали пропагандистские листовки, вы бы могли достигнуть большего. К беллетристике у вас меньше данных». так, можна сказаць, Короленко далзеленый светбудущей революционерке и профессиональной агитаторше Коллонтай.

У 1893 году Александра Михайловна вышла замуж за выпускника Военно-инженерной академии, офицера Владимира Коллонтая, который приходился ей, Дарэчы, троюродным братом. Вскоре у пары родился сын Миша. Однако быт и стандартное для женщин той эпохи времяпрепровождение никак не соответствовало живому, идейному и деятельному характеру Александры. Ей захотелось посвятить себя нечто большему, чем просто семья.
Наблюдая за темной и тяжелой жизнью простого трудового народа, Коллонтай находит, что помочь ему освободиться от этого было бы делом благородным и правильным. Больш за тое, положение женщин в мире ей кажется также удручающим, и оставить его без внимания она тоже не может. Через свою бывшую учительницу она сближается с подпольным движением, где знакомится с Еленой Стасовой, активной деятельницей русской революции, которая преподала ей азы конспиративной работы.

3. Путь в революцию

Коллонтай Александра Михайловна
Калантай А. М.

За границей я могла бы читать всю запрещенную в России литературу и встретила бы живых людей, участвующих в рабочем движении. Своего маленького Мишу я могла бы оставить у моих родителей, а Коллонтай должен понять, чего я хочу в жизни и почему я. должна уехать от него. Если он этого не поймет — значит, все равно вместе нам жизни не прожить. От своей задачи я не откажусь. Я уйду к тем, кто хочет освобождения рабочих от капитализма, от царизма.

Калантай А. М. “Из моей жизни и работы

Воспользовавшись благовидным предлогом учебы в Цюрихе, у 1898 году Коллонтай срывается с места и уезжает от мужа и сына в Европу, чтобы там в полной мере ознакомиться с революционными идеями Маркса. Через год Коллонтай вернулась. За это время ею были написано множество статей, литературно-научных трудов. Ее публикуют в различных изданиях, и параллельно Коллонтай занимается подпольной работой. В следующую свою поездку за границу она знакомится с Розой Люксембург, сближается с Плехановым.

9 снежні 1905 года Коллонтай находилась в Санкт-Петербурге и стала свидетельницей событийКровавого воскресенья”. В своих воспоминаниях она описывает произошедшее в характерных для оппозиционера красках, обвиняя царизм в нечеловеческом отношении к своему народу, умалчивая, меж тем, о провокациях со стороны подготовленных мятежников.
В том же 1905 году Коллонтай знакомится с В. Леніным.

У 1908 году Александра Коллонтай спешно эмигрировала. В ее адрес были выдвинуты обвинения в призывах к вооруженному восстанию в книгеФинляндия и социализм”. За границей Коллонтай не прекратила своей активной деятельности, а наадварот, развила ее. Посетила ряд европейских стран, побывала в США, где она также выступала с лекциями, призывая простой народ объединиться для войны против капитализма.

Суть агитаций Коллонтай: народ должен забыть о своей национальной принадлежности, быть выше этого. Объединяться люди, в таком случае, будут по классовому признаку. Другим ее активным обращением к массам единым фронтом выступить против войны, солдатам же предлагалось сложить оружие. По чаянию революционеров, именно в руках простого народа, как самой заинтересованной стороны, находится воля остановить эту кровопролитную войну, развязанную капиталистами (речь о Первой мировой войне).
Лучший исход для Российской империи в войне есть проигрыштакое отношение к положению России в этой мировой схватке сформулировал В. І. Ленин, а Коллонтай, горячая его сторонница, эту формулировку активно внедряла в массы. так, по мнению революционеров, война империалистическая перерастет в войну гражданскую. И лишь после этого возможно построить справедливое общество.

4. пасля рэвалюцыі 1917

Коллонтай А. М., революционерка

После победы революции в феврале 1917, Коллонтай была избрана членом ЦИК от большевиков. За активную антивоенную агитацию среди солдат и матросов в условиях установившегося в странедвоевластияАлександру Михайловну арестовали и отправили в тюрьму с подачи Временного правительства. Усилиями М. Горького и Л. Красина, ее тем не менее, в скором освободили.

30 Кастрычнік 1917 года Коллонтай получила лично от В. Ленина пост народного комиссара общественного призрения в 1-м составе Совета народных комиссаров, такім чынам, она стала одной из первых женщиной-министром. В этой должности в трудных условиях и за короткий срок ей удалось наладить выплаты пенсий и зарплат населению.
Именно по ее инициативе формируется Отдел по охране материнства и младенчества, а также Коллегия по охране и обеспечению материнства и младенчества. Теперь каждая женщина и ее дети могли рассчитывать на защиту государства.

У студзені 1918 года ў “ВоззванииПатриарха Тихона Александра Коллонтай была предана анафеме. Причина: попытка активистки реквизировать Александро-Невскую лавру в Петрограде. Под началом Коллонтай действовали матросы, которые встретили жесткий отпор со стороны верующих. В ходе акции погиб протоиерей Петр Скипетров. Некрасивая получилась история.

5. Борьба за права женщин.

Коллонтай А .М.

В предреволюционной России заметно усилилась активность женщин, і, как следствие, исходя из некой идейной или политической позиции, они стали группироваться в разного рода кружки и организации. Коллонтай не принадлежала ни к одной из этой группировок, хотя и контактировала с их участницами. Для Александры Михайловны та позиция для женщины, которую продвигали феминистки, суфражистки и пр. казалась слишком ограниченной.
Женщина в строительстве советского государства, по мнению Коллонтай, должна идти в одном строю с мужчинами, наравне с ним. Именно эту задачу она преследовала, когда по ее инициативе в 1919 году был создан женотдел ЦК РКП(б). Женской неграмотности был дан бой, для женщин стали издаваться журналы (“Работница”), женщин приглашали на митинги и конференции, а также всячески привлекали к работе в различных учреждениях женотделов, тем самым пробуждая в них желание включиться в общественно-политическую жизнь государства.

6. Теория стакана воды

За свою идейную позицию относительно положения женщины в молодом государстве Александре Коллонтай часто приписывают авторствотеории стакана воды”, очень популярной среди молодежи в 1920-х годах, суть которой сводится к одной простой мысли: для удовлетворения своих инстинктивных сексуальных потребностей человек не должен испытывать сложности, в виде обязательств к партнеру. Достаточно просто быть ему, как минимум, симпатичным. Секс без любви и обязательствпростое действие сродни элементарной возможности выпить стакан воды в момент жажды. Тым не менш, Коллонтай не является автором этой теории, однако схожие мотивы можно обнаружить в ее теоретических работах относительноновой женщиныв новых условиях: “Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей постепенно берет на себя государство” або “Изживший себя институт семьи противоречит идее коммунизма; вместо нее надо просто создать фонд помощи всем, кто нуждается из-за последствий свободной любви”.

7. Асабістае жыццё. Павел Дыбенко

Дыбенко П. и Коллонтай А.
Дыбенко П. и Коллонтай А.

Личная жизнь Александры Коллонтай была очень насыщенной. яна, мабыць, относилась к тому типу женщин, которых принято называтьроковыми”, либо просто была женщиной с холодным рассудком.
Первым известным нампострадавшимот любви к Александре стал учитель русской словесности Остроградский. Мужчина хотел отравиться, но его успели откачать.
другі – Иван Драгомиров, сын знаменитого полководца Драгомирова, действовал наверняка: погиб от пули, застрелился.
Александр Шляпников, ответственное лицо в партии большевиков, некоторое время пребывал в качестве гражданского мужа Коллонтай, после расставания получил нервный срыв.
далей, морской офицер (имя неизвестно), влюбленный в Коллонтай, покончил с собой, узнав о ее практическом применении в жизнитеории стакана воды”. Так што, в этм спискенесчастныхотносительно легко отделался первый законный муж КоллонтайВладимир. Умер он в госпитале в 1917 г.

Обраткана любовном фронте прилетела к Коллонтай в 1917 году в виде Павла Ефимовича Дыбенко. Нарком по морским делам (морской министр), глава Центробалта, он стал законным супругом Александры Михайловны. Разница в возрасте между молодоженами составляла 17 гадоў. Александре Михайловне на тот момент исполнилось 45 гадоў, Дыбенко – 28. яна – образованная дворянка из столицы, ён – малограмотный матрос с Черниговщины. Но между ними зажглась искра, страсть такого рода, что Коллонтай не переставала удивляться самой себе, обнаружив, что способна испытывать ревность и прочие собственнические чувства к мужчине, что совершенно расходилось с ее пониманием образановой женщиныв советском государстве, напрочь свободной от подобных предрассудков. мабыць, из всех до сих пор присутствовавших в ее жизни любовников Дыбенко продержался дольше всех.

Коллонтай А. и Дыбенко П.
Калантай А. и Дыбенко П.

Дыбенко обладал огромным авторитетом среди матросов, и этот факт вынуждал большевистское правительство общаться с ним аккуратно, даже в тех случаях, когда вел он себя своевольно.
У лютым 1918 года части Красной армии, действовавшие под командованием Дыбенко, не выдержали атаки кайзеровских войск под Псковом и Нарвой и отступили в Ямбург. Здесь Дыбенко должен был соединиться с войсками генерала Парского Д. П., но вместо этого он стал вести себя с некогда царским генералом показательно пренебрежительно, не желая согласовывать военные действия против врага. далей, оказавшись в Москве, Дыбенко своим неадекватным поведением вынудил Ленина дать приказ арестовать его. Вызволять мужа бросилась Коллонтай. Ей, как авторитетной большевичке, выдали супруга на поруки, однако вскоре он бежал из-под надзора в Самару в сопровождении несколько сотен матросов. После длительных переговоров Дыбенко уговаривают вернуться в Москву (снова не без участия Коллонтай), где над ним состоялся суд. Дыбенко оправдывают, но из партии все-таки исключают.
Вскоре после этого Дыбенко попал к немцам в плен. Ему грозил расстрел, но вмешательство Коллонтай в очередной раз поменяло ход событий: Дыбенко обменяли на немецкого пленного офицера.
По прошествии некоторого времени Дыбенко снова получил возможность командовать воинским подразделением и со временем даже стал командующим Крымской армией.

Однако и этим отношениям суждено было завершиться. Постоянные измены мужа совершенно извели Коллонтай, пришлось ей унижаться до ревнивых истерик. После очередной из них Дыбенко выстрелил себе в грудь, но пуля попала в орден и не достигла цели. Его отправился лечиться в госпиталь, а Коллонтайсбежалаот любви в должности посла в Норвегию по назначению И. Сталина. Дыбенко Павел был расстрелян в феврале 1938 года.

8. Первая женщина-посол

Коллонтай А. цветное фото
Калантай А. М.

У 1922 году Александра Коллонтай была направлена И. У. Сталиным чрезвычайным и полномочным послом в Норвегию. В истории до этого момента женщина-посол была замечена единожды и то в далеком 17 у. (Катарина Стопиа, посол Швеции в России). З 1926 па 1927 Коллонтай налаживала советско-мексиканские отношения, находясь в Мексике.

У перыяд 1930-1945 гг. Аляксандра Міхайлаўна – посол в Швеции. Ее усилиями поддерживался нейтралитет этой страны в период борьбы Гитлера за симпатии в Скандинавии.
У 1944 году Коллонтай снова взялась за посредническую роль на переговорах о выходе Финляндии из войны, и работу свою выполнила успешно.

9. Апошнія гады жыцця

В должности посла в Швеции Коллонтай пробыла до 1945 года. В марте она прибыла в Москву, а в июле завершила свою, так бы мовіць, дипломатическую карьеру. Причины тому объективные: почтенный возраст (73 года) и последствия перенесенного инсульта. После этого, Александра Михайловна занялась написанием мемуаров. Много воспоминаний она оставила о Ленине В. І.

Умерла Александра Коллонтай 9 сакавік 1952 г. во сне от инфаркта. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Александра Коллонтай (1872-1952), Санкт-Петербург - Москва

Знакамітыя жанчыны-рэвалюцыянеркі Расіі

Да пач. 20 у. ў расійскім грамадстве жаночая яго палова усё больш упэўнена стала заяўляць пра сваё права жыць без абмяжоўваюць яе дзейнасць умоў. Многія жанчыны ўсвядомілі, што гатовыя выйсці з рамак сямейных абавязкаў і праявіць сябе ў іншых сферах жыцця. У прыватнасці, аказалася, што такое чыста мужчынскае намер, як падрыхтоўка і правядзенне ў краіне дзяржаўнага перавароту, характэрна і учорашнім кисейным спадарычнам. Перш за ўсё, рамантыкай рэвалюцыі захапіліся адукаваныя, радавітай дамы, і некаторыя з іх паказалі ўражальную прадукцыйнасць.
Тут будзе паступова фармавацца спіс жаночых імёнаў революционерок з розных палітычных партый з кароткім выкладам іх біяграфіі і заслуг падчас радыкальных пераменаў і пасля.

1. Аляксандра Калантай (Дамантовіч)

Александра Коллонтай (Домонтович), жизнь и деятельность
Аляксандра Калантай (Дамантовіч)

Аляксандра Міхайлаўна Калантай (1872-1952), шляхцянка, бацька высокапастаўлены генерал, удзельнік і герой руска-турэцкай вайны (1877-1878гг). наравістая, адукаваная, ў адзін цудоўны момант, ужо будучы замужняй дамай, яна ўсвядоміла, што не хоча жыць ранейшай сытай жыццём, у той час, як просты народ пакутуе ад дэспата-цара. З усёй сваёй энергіяй яна ўлілася ў сацыял-дэмакратычны рух, а пасля адбыўшайся рэвалюцыі стала першай у свеце жанчынай-міністрам: у першым Савецкім ўрадзе Калантай была абраная наркамам дзяржаўнага догляду (сацыяльнага забеспячэння). У цяжкіх умовах 1917 – 1918 гг. Аляксандры Міхайлаўне ўдалося арганізаваць працу па сацыяльнай дапамогі насельніцтву.

Іншай важнай дзейнасцю Калантай адзначылася на пасадзе пасла ад СССР у Швецыі. Тут падчас Другой Сусветнай вайны яна прыклала шэраг намаганняў у падтрыманні Швецыяй нейтралітэту, а таксама, выкарыстоўваючы шведскія напрацоўкі, у 1944 г. дапамагла выхаду Фінляндыі з вайны.

Вядучую ролю Калантай адыграла таксама ў справе разбурэння перажыткаў мінулага адносна жанчын. Яна публічна падтрымлівала думка пра тое, што жанчына можа быць самастойнай адзінкай, а не толькі дадаткам свайму мужу. Пры гэтым інстытут сям'і Калантай ніколі не адмаўляла, падкрэсліваючы толькі важнасць гендэрнага раўнапраўя.

2. Ларыса Рейснер

Лариса Рейснер, революционерка
Ларыса Рейснер

Ларыса Міхайлаўна Рейснер (1895-1926) – таленавітая пісьменніца і журналістка. Нарадзілася ў забяспечанай і інтэлігентнай сям'і. Ідэямі камунізму захапілася яшчэ ў юнацтве. У літаратуры Ларыса заявіла пра сябе ва ўзросце 18 гадоў. У 20 гадоў разам з бацькам выдавала часопіса “Рудзін”, сутнасць якога зводзілася да сатыры над асаблівасцямі рускага жыцця.

У рэвалюцыйным руху Ларыса хутка знайшла сабе месца, і вось яна ўжо камісар Балтфлота. У 1918 годзе – Рэйснер з'яўляецца членам КПСС(б), камісар Генштаба Ваенна-Марскога флоту, удзельніца баявых дзеянняў у Казані. У 1921 годзе разам з мужам Ф. Раскольнікавым адпраўляецца з дыпмісіяй у Афганістан.
Сведка Гамбургскага паўстання ў Германіі, Рейснер апісала гэтую падзею ў сваёй кнізе і нарысах. Паездка на Данбас завяршылася зборнікам «Вугаль, жалеза і жывыя людзі ».

вонкава прывабная, Рейснер была знакамітая сваімі любоўнымі раманамі. У ліку асабліва абмяркоўваюцца з іх яе адносіны з Мікалаем Гумілёвым. Пісьменнік і марак, прыхільнік джаза, каўбаса з. А. таксама ўваходзіў у лік яе прыхільнікаў. Тым не менш замуж выйшла Ларыса за Фёдара Раскольнікава, дыпламата па родзе дзейнасці. Аднак і гэтыя адносіны апынуліся недолгосрочны, як і ўсе наступныя яе раманы.
магчыма, нейкі шчаслівец і змог бы “утаймаваць” “Валькірыя рэвалюцыі”, аднак жыццё ёй была адмераць тэрмінам 30 гадоў. памерла Рейснер, можна сказаць, празаічна, улічваючы яе насычанае жыццё: памерла яна ад брушнога тыфу, якім заразілася разам з маці і братам, выпіўшы сырога малака. Маці і брат выжылі, у Ларысы не хапіла для гэтага ні душэўных, ні фізічных сіл.

3. надзея Крупская

Надежда Крупская в молодости
надзея Крупская

Надзея Канстанцінаўна Крупская (1869-1939) больш вядомая нам як памочніца У. І. Леніна. Але значэнне яе, вядома, значна шырэй. У маладым савецкай дзяржаве менавіта Крупская задавала вектар развіцця культурнай палітыкі. Надзея Канстанцінаўна была памочніцай, а таксама намесьніцай наркама асветы Луначарскага. У яе ведамстве знаходзілася стварэнне хат-чытальняў, бібліятэк, яна запускала праграмы асветы сялянства, а таксама займалася многімі іншымі адукацыйнымі момантамі.

Па ініцыятыве Надзеі Канстанцінаўны ў 1918 г. быў створаны Петраградскі інстытут пазашкольнай адукацыі, у якім рыхтаваліся кадры для барацьбы з непісьменнасцю сярод насельніцтва. Пазней гэты інстытут вырас у С.-Пецярбургскі інстытут культуры. Такога роду праграма аказалася плённай і дала свой плён: у СССР змаглі атрымаць адукацыю ўсе. І калі раней гэта была прэрагатыва ў асноўным вышэйшых слаёў насельніцтва, пасля 1917 усе савецкія людзі атрымалі роўныя магчымасці.

4. Алена Стасава

Стасова Елена, женщины в русской революции
Стасава Алена

Алена Дзмітрыеўна Стасава паходзіла з знакамітай сям'і дарэвалюцыйнай Расіі. дзед яе, Васіль Пятровіч Стасаў, бачны архітэктар, які пабудаваў, у прыватнасці, Траецкі сабор у Санкт-Пецярбургу.
сын яго, Уладзімір Васільевіч Стасаў (дзядзька Алены Дзмітрыеўны) – публіцыст, мастацтвазнаўца, вядомы мастацкі крытык, быў чалавекам уплывовым у колах інтэлігенцыі. напрыклад, пры яго актыўным удзеле шырокую папулярнасць атрымала творчасць мастакоў-перасоўнікаў.
Бацька Алены Стасавай, Дзмітрый Васільевіч, быў не менш уплывовым. Па родзе дзейнасці ён быў адвакатам, поглядаў прытрымліваўся дэмакратычных. У грамадстве за ім замацавалася мянушка “сумленне рускай адвакатуры”. Вось у такой сям'і фармавалася светапогляд Алены Стасавай, яркай ўдзельніцы рэвалюцыйных падзей.

Доўгі час Стасава працавала ў структурах Камінтэрна, пазней у выдавецкай справе. Падчас Вялікай айчыннай вайны Алена Дзмітрыеўна прасілася на фронт у якасці ваеннага перакладчыка, т.к. добра ведала замежныя мовы. Але з-за ўзросту ёй адмовілі ў гэтым. Пражыла Стасава доўгае жыццё, карыстаючыся народнымі пашанай і павагай. Пакінула пасля сябе годныя прачытання мемуары.

5. Марыя Спірыдонава

Мария Спиридонова, русская революционерка из эсеров
Марыя Спірыдонава

Марыя Аляксандраўна Спірыдонава у адрозненні ад папярэдніх у спісе большевичек была адным з лідэраў партыі левых эсэраў. Спірыдонава можна назваць адной з самых яркіх постацяў у рэвалюцыйным руху, свайго роду, яго сімвалам.
За ўдзел у тэрарыстычнай дзейнасці ў ходзе рэвалюцыі 1905-1907 гг. Марыя была арыштаваная, моцна зьбітая жандарамі, пасля чаго адпраўлена ў Сібір, дзе яна прабыла да амністыі ў лютым 1917 г. Пасля свайго вяртання з ссылкі Спірыдонава, дзякуючы прысталі да яе вобразу пакутніцы, вокамгненна ўзляцела на палітычны расійскі Алімп.

У ходзе рэвалюцыі 1917 года партыя эсэраў раскалолася, і Спірыдонава ўзначаліла яе левае крыло, прытрымліваюцца больш радыкальных пазіцый, а ў кастрычніку 1917 года пайшла на кааліцыю з бальшавікамі.

Характар ​​у Спірыдонава быў валявой, яна бескампрамісна дыскутаваць па бягучых пытаннях з У. Леніным, са Свярдловым ць УЦВК. 6 ліпеня 1918 года Спірыдонава стала адной з прыхільніц бунту левых эсэраў, які адбыўся з-за выдатнага ад бальшавікоў дачынення да Брэсцкаму свеце. Падрабязна пра падзеі 6 Ліпеня зняты ў 1968 годзе фільм з аднайменнай назвай, дзе Каханне Спірыдонава згуляла акторка Ала Дземідава (“шостага ліпеня”, 1968)
Пасля перамогі бальшавікоў партыя левых Эвера была ліквідаваная. Спірыдонава арыштавалі ў 1937 годзе, а 11 Верасень 1941 года яна была расстраляная ў ліку іншых палітвязняў. варта адзначыць, што падчас свайго зняволення, яна пісала лісты Яжову Н. І. з прапановай забіць Гітлера на той падставе, што мела вялікі тэрарыстычны вопыт. Але лёс яе вырашана была інакш.

6. Арыядна Тыркова-Вільямс

Тыркова-Вильямс Ариадна, революционерка из партии кадетов
Тыркова-Вільямс Арыядна

Арыядна Ўладзіміраўна Тыркова-Вільямс, гісторык, пісьменніца, аўтар біяграфіі А. З. Пушкіна. Ўваходзіла ў партыю кадэтаў, пасля катэгарычна падкрэслівала сваю антыбальшавіцкую пазіцыю. Па спосабу дзеяння, актыўнасці, вядома, саступала Калантай, Крупскай і іншым Бальшавічка, тым не менш у рамках сваёй партыі Арыядна Ўладзіміраўна запомнілася як яркі прамоўца. Яна выступала з крытыкай радыкальнага рэфармавання краіны, баялася поўнага развалу грамадскай структуры ў імя сумніўных ідэалаў.

Тыркова паходзіла з старажытнага дваранскага роду, выхавана была ў духу ліберальных ідэй. У 1903 годзе 34-гадовую Арыядну Уладзіміраўну арыштавалі за спробу кантрабанды 400 асобнікаў часопіса Пятра Струвэ «Вызваленне». Была прысуджаная да 2,5 гадоў турэмнага зняволення, але па хваробе была вызваленая пад заклад, пасля чаго пры першай магчымасці эмігравала.
Па вяртанні на радзіму супрацоўнічала з «Нівай», «Рускай думкай» і «Веснікам Еўропы». Яе пяру належаць раманы «Жыццёвы шлях» і «Здабыча», кнігу «Ганна Паўлаўна Філосафава і яе час», зборнік нарысаў «Старая Турцыя і младотурки».
З 1951 года Тыркова пражывала ў ЗША, тут ёю былі напісаныя тры кнігі ўспамінаў: «На шляхах да свабоды» (1952), «Тое, чаго больш не будзе » (1954), «Пад'ём і крушэнне» (1956). памерла ў 1962 годзе ва ўзросце 92 гадоў.

Знаменитые женщины-революционерки России

Чарнышэўскі Мікалай Гаўрылавіч (1828-1889), Саратаў

Чернышевский Н. Г.
Чернышевский Н. Г.
1. Чем знаменит Чернышевский Николай Гаврилович?

В отечественной и мировой истории Чернышевский известен как автор романаЧто делать?”. Однако помимо литературного вклада свое призвание он нашел также, і, магчыма, перш за ўсё, в области философии, литературной критики и в публицистике.
Чернышевский в середине 19 у. – идейный вдохновитель революционно настроенных умов России. Больш за тое, Николай Гаврилович был один из первых в России, кто настаивал на скорейшем решенииженского вопроса”. Он активно добивался предоставления женщинам свобод наряду с мужчинами. Іншымі словамі, Чернышевскийидеолог отечественного феминизма.

2. Место и год рождения. паходжанне

Родился Николай Чернышевский 24 ліпеня 1828 года ў Саратаве.
бацька яго, Гавриил Иванович, происходил из крепостных, но на момент рождения сына Николая уже был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова. Интересно, что фамилия Чернышевский была дана роду Гавриилы Ивановича по наименованию селу Чернышева Чембарского уезда (Пенза), в котором в качестве крепостного когда-то он и проживал.

2. адукацыя
Чернышевский Николай

Поначалу образованием Николая Гавриловича занимался отец. Ва ўзросце 14 лет его перепоручили гувернеру-французу, который (есть мнение) оказал существенное влияние на мировоззрение юноши.
Будучи ребенком, Чернышевский отличался от остальных детей тем, што, як гаворыцца, буквально поглощал книги, попадавшиеся ему в руки (имея при этом сильную близорукость), за что получил оригинальное прозвище – “Библиофаг”.

У 1843 году Чернышевский поступает в Саратовскую Духовную семинарию. Проучившись там три года, он поступил в Петербургский университет, выбрав историко-филологическое отделение философского факультета.
У 1850 году Чернышевский получил степень кандидата (последняя ученая степень по авторитетности после доктора и магистра) и отбыл в Саратов, где был принят на должность преподавателя в местную гимназию. Будучи на тот момент уже революционно настроенным молодым человеком и имея по долгу службы собственную аудиторию, Чернышевский тогда не преминул воспользоваться возможностью поделиться со своими подопечными радикальными для того времени идеями.

3. Формирование мировоззрения

В период обучения в университете Чернышевский увлекся чтением трудов античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII в.в., работами Гегеля, Ньютона, Лапласа, Фейербаха, что оказало большое влияние на формирование его политических взглядов.
Из отечественных интеллектуалов Чернышевскому по духу были близки Белинский В. Г., Герцен А. и Введенский И. І. Чтение серьезных книг не прошло для него бесследно, вскоре Николай Гаврилович и сам взялся за перо.

4. “Современник”. Публицистика
Чернышевский Николай Григорьевич

Впервые Чернышевский заявил о себе небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» в 1853 годзе. Спустя год он стал сотрудничать с общественно-политическим журналомСовременник”, причем здесь он выступал также и как руководитель издания наряду с Некрасовым Н., а позже и Добролюбовым Н.

У 1855 годзе 10 мая состоялась защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Это событие стало знаковым. Аудитория вняла его резкой критике эстетики идеалистов. Однако новаторский подход к теме оценили не все: ученую степень Николай Гаврилович получил не сразу, а лишь тремя годами позже своего громкого выступления.

У 1860 году Чернышевский пишет работуАнтропологический принцип в философии”, после обнародования которой удостоился чести стать лидером в стане русской материалистической философии 19 у.

Пачынаючы з 1858 года “Современникпод началом Чернышевского взял курс в сторону революционно-демократического направления общественной мысли в России, что послужило впоследствии причиной конфликта в редакциилиберальной ее части радикальный уклон оказался не по нраву. В мае 1862 года “зверху” было приказано прекратить работу над издательством журнала сроком на восемь месяцев, а уже 7 июля его главный идейный вдохновитель Чернышевский Николай Гаврилович был арестован.

5. арышт. “Что делать?”. Ссылка
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский обвинялся в составлении и попытки распространения листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», целью которой было насаждение революционных настроений в обществе. Пачынаючы з 1858 года Николай Гаврилович демонстрировал активную позицию относительно готовящейся правительством аграрной реформы, выступив ее противником. Крестьянская реформа, по мнению Чернышевского, нисколько не отвечала интересам простого народа, но при этом ее принятие попросту приглушило бы уже зародившиеся революционные настроения в обществе.

З 1861 года Чернышевский главный ориентир в идейном плане для участников революционного кружкаЗемля и воля”, при этом сам он не имел прямого отношения к этому тайному обществу и в состав его не входил. С этого же года за Чернышевским установлена тайная слежка, как за «врагом Российской Империи номер один».

После ареста Чернышевского поместили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Полтора года шло следствие по делу Чернышевского. Все это время Николай Гаврилович отстаивал свою невиновность, однажды даже устроил голодовку, продлившуюся девять дней.
між тымі, Чернышевский в новых для себя условиях продолжал вести интеллектуальную работу, оставляя записи на листах, коих насчиталось впоследствии около двухсот. ну, и знаковым моментом этого непростого периода является написание Чернышевским романаЧто делать?”, который увидел свет в 1863 годзе, будучи напечатанным в журналеСовременник”.

В это время Чернышевский был очень популярен в прогрессивном обществе. Его романЧто делать?”, здавалася, дал людям, желающим изменить существующие порядки, руководство к действию. Подробно о значении и влиянии можно найти в мемуарах Э. N. Водовозовой.

У лютым 1864 года Чернышевскому был оглашен приговор, согласно которому он приговаривался к 14 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. В мае того же года на Мытнинской площади (С.-Петербург) над революционером была проведена гражданская казнь, означающая лишение осужденного всех прав состояния.
В начале июля Чернышевский прибыл в Иркутск, где был распределен для работ на Усольский солеваренный завод. Пробыл он здесь недолго. Сменив несколько пунктов отбывания наказания, у 1867 году Чернышевского доставили в Акатуйскую тюрьму.

В период каторжных работ Чернышевский написал два романа: “Старина” і “Пролог”. Обе рукописи были доставлены из места заключения доверенному лицу Чернышевского в Петербург, но напечатаны не были. Произведения опального писателя и философаходилисреди его сторонников, однако официально появились в печати в 1905 годзе.

6. Асабістае жыццё
Ольга и Николай Чернышевские
Ольга и Николай Чернышевские

Николай Гаврилович был женат на Васильевой Ольге Сократовне, с которой познакомился в 1853 году в бытность свою преподавателем в саратовской гимназии. В браке у них родилось трое сыновей. Посторонним отношения между супругами казались весьма странными. Ольга Сократовна была дамой обворожительной, цыганских кровей, легко и охотно пленяла мужчин. Дарэчы, не устоял от ее чар и Добролюбов. Однако Николай Григорьевич считал, что женщина вольна определяться как поступать и с кем ей быть, при том что любил супругу страстно.

7. Когда Чернышевский умер

У 1871 году закончился срок присужденных Чернышевскому каторжных работ, после чего его под конвоем переправили в Вилюйск. В европейскую часть России ему было позволено вернуться было лишь в 1883 годзе. У 1889 годзе, после пяти лет жизни в Астрахани, Чернышевский добился разрешения поселиться в Саратове, куда и прибыл в июне того же года. Однако на родине довелось ему пожить совсем недолго. 11 октябре 1889 года Николай Гаврилович заболел малярией и спустя несколько дней скончался.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов