Александра Коллонтай (1872-1952), Санкт Петербург – Мәскеу

Алксандра Коллонтай.

1. Александра Коллонтай (Домонтович), туған жылы мен жері. Присхождение

Александра Михайловна Коллонтай родилась 19 Марта 1872 р. в Санкт-Петербурге в родовитой и обеспеченной семье.
Девичья фамилия Коллонтай – Домонтович. Фамилия эта является производным от имени давнего предка Александры Михайловны Довмонта Псковского, жившего в 18 ішінде. и княжившего в Пскове.
Глава семейства Домонтовичей, Михаил Алексеевич, из украинских дворян, знатный генерал, уважаемый человек. Во время русско-турецкой войны (1878-1879) был в разгаре событий на Балканах, а позже губернатором Тырнова в Болгарии.

Мать Александры Михайловны была дочерью скупщика и продавца леса Александра Масалина, прибывшего в Петербург из Финляндии. И хотя человеком он был предприимчивым и успешно сколотил себе состояние, фамилия его не была родовитой. Однако эта условность не помешала, соңында, породниться ему с авторитетной семьей Домонтович.
Историю своей семьи Коллонтай подробно описывает в мемуарахИз моей жизни и работы.

2. Білім. Замужество.

Семья Коллонтай - Александра, муж Владимир, сын Миша.

Увлечению Коллонтай революционными идеями предшествовали годы домашнего обучения, качественного и разностороннего. Среди прочих необходимых образовательных навыков Александра владела немецким, французским, английским, финским языками, что сослужило ей в дальнейшем хорошим подспорьем в агитационной деятельности.
До того, как появились первые мысли о преобразовании царской России, Шура Домонтович мечтала стать писательницей и даже написала повесть. Для объективной оценки своего писательского мастерства она отправила повесть писателю Короленко, который ответил ей нелестным отзывом: «Если бы вы писали пропагандистские листовки, вы бы могли достигнуть большего. К беллетристике у вас меньше данных». Сонымен, сөйлеуге болама, Короленко далзеленый светбудущей революционерке и профессиональной агитаторше Коллонтай.

IN 1893 году Александра Михайловна вышла замуж за выпускника Военно-инженерной академии, офицера Владимира Коллонтая, который приходился ей, Айтпақшы, троюродным братом. Вскоре у пары родился сын Миша. Однако быт и стандартное для женщин той эпохи времяпрепровождение никак не соответствовало живому, идейному и деятельному характеру Александры. Ей захотелось посвятить себя нечто большему, чем просто семья.
Наблюдая за темной и тяжелой жизнью простого трудового народа, Коллонтай находит, что помочь ему освободиться от этого было бы делом благородным и правильным. Оның үстіне, положение женщин в мире ей кажется также удручающим, и оставить его без внимания она тоже не может. Через свою бывшую учительницу она сближается с подпольным движением, где знакомится с Еленой Стасовой, активной деятельницей русской революции, которая преподала ей азы конспиративной работы.

3. Путь в революцию

Коллонтай Александра Михайловна
Коллонтай А. М.

За границей я могла бы читать всю запрещенную в России литературу и встретила бы живых людей, участвующих в рабочем движении. Своего маленького Мишу я могла бы оставить у моих родителей, а Коллонтай должен понять, чего я хочу в жизни и почему я. должна уехать от него. Если он этого не поймет — значит, все равно вместе нам жизни не прожить. От своей задачи я не откажусь. Я уйду к тем, кто хочет освобождения рабочих от капитализма, от царизма.

Коллонтай А. М. “Из моей жизни и работы

Воспользовавшись благовидным предлогом учебы в Цюрихе, ішінде 1898 году Коллонтай срывается с места и уезжает от мужа и сына в Европу, чтобы там в полной мере ознакомиться с революционными идеями Маркса. Через год Коллонтай вернулась. За это время ею были написано множество статей, литературно-научных трудов. Ее публикуют в различных изданиях, и параллельно Коллонтай занимается подпольной работой. В следующую свою поездку за границу она знакомится с Розой Люксембург, сближается с Плехановым.

9 Желтоқсан 1905 года Коллонтай находилась в Санкт-Петербурге и стала свидетельницей событийКровавого воскресенья”. В своих воспоминаниях она описывает произошедшее в характерных для оппозиционера красках, обвиняя царизм в нечеловеческом отношении к своему народу, умалчивая, меж тем, о провокациях со стороны подготовленных мятежников.
Сол сияқты 1905 году Коллонтай знакомится с В. Ленин.

IN 1908 году Александра Коллонтай спешно эмигрировала. В ее адрес были выдвинуты обвинения в призывах к вооруженному восстанию в книгеФинляндия и социализм”. За границей Коллонтай не прекратила своей активной деятельности, а напротив, развила ее. Посетила ряд европейских стран, побывала в США, где она также выступала с лекциями, призывая простой народ объединиться для войны против капитализма.

Суть агитаций Коллонтай: народ должен забыть о своей национальной принадлежности, быть выше этого. Объединяться люди, в таком случае, будут по классовому признаку. Другим ее активным обращением к массам единым фронтом выступить против войны, солдатам же предлагалось сложить оружие. По чаянию революционеров, именно в руках простого народа, как самой заинтересованной стороны, находится воля остановить эту кровопролитную войну, развязанную капиталистами (речь о Первой мировой войне).
Лучший исход для Российской империи в войне есть проигрыштакое отношение к положению России в этой мировой схватке сформулировал В. ЖӘНЕ. Ленин, а Коллонтай, горячая его сторонница, эту формулировку активно внедряла в массы. Сонымен, по мнению революционеров, война империалистическая перерастет в войну гражданскую. И лишь после этого возможно построить справедливое общество.

4. После революции 1917

Коллонтай А. М., революционерка

После победы революции в феврале 1917, Коллонтай была избрана членом ЦИК от большевиков. За активную антивоенную агитацию среди солдат и матросов в условиях установившегося в странедвоевластияАлександру Михайловну арестовали и отправили в тюрьму с подачи Временного правительства. Усилиями М. Горького и Л. Красина, ее тем не менее, в скором освободили.

30 Қазан 1917 года Коллонтай получила лично от В. Ленина пост народного комиссара общественного призрения в 1-м составе Совета народных комиссаров, таким образом, она стала одной из первых женщиной-министром. В этой должности в трудных условиях и за короткий срок ей удалось наладить выплаты пенсий и зарплат населению.
Именно по ее инициативе формируется Отдел по охране материнства и младенчества, а также Коллегия по охране и обеспечению материнства и младенчества. Теперь каждая женщина и ее дети могли рассчитывать на защиту государства.

Қаңтарда 1918 жыл “ВоззванииПатриарха Тихона Александра Коллонтай была предана анафеме. Причина: попытка активистки реквизировать Александро-Невскую лавру в Петрограде. Под началом Коллонтай действовали матросы, которые встретили жесткий отпор со стороны верующих. В ходе акции погиб протоиерей Петр Скипетров. Некрасивая получилась история.

5. Борьба за права женщин.

Коллонтай А .М.

В предреволюционной России заметно усилилась активность женщин, және, как следствие, исходя из некой идейной или политической позиции, они стали группироваться в разного рода кружки и организации. Коллонтай не принадлежала ни к одной из этой группировок, хотя и контактировала с их участницами. Для Александры Михайловны та позиция для женщины, которую продвигали феминистки, суфражистки и пр. казалась слишком ограниченной.
Женщина в строительстве советского государства, по мнению Коллонтай, должна идти в одном строю с мужчинами, наравне с ним. Именно эту задачу она преследовала, когда по ее инициативе в 1919 году был создан женотдел ЦК РКП(б). Женской неграмотности был дан бой, для женщин стали издаваться журналы (“Работница”), женщин приглашали на митинги и конференции, а также всячески привлекали к работе в различных учреждениях женотделов, тем самым пробуждая в них желание включиться в общественно-политическую жизнь государства.

6. Теория стакана воды

За свою идейную позицию относительно положения женщины в молодом государстве Александре Коллонтай часто приписывают авторствотеории стакана воды”, очень популярной среди молодежи в 1920-х годах, суть которой сводится к одной простой мысли: для удовлетворения своих инстинктивных сексуальных потребностей человек не должен испытывать сложности, в виде обязательств к партнеру. Достаточно просто быть ему, как минимум, симпатичным. Секс без любви и обязательствпростое действие сродни элементарной возможности выпить стакан воды в момент жажды. Дегенмен, Коллонтай не является автором этой теории, однако схожие мотивы можно обнаружить в ее теоретических работах относительноновой женщиныв новых условиях: “Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей постепенно берет на себя государство” немесе “Изживший себя институт семьи противоречит идее коммунизма; вместо нее надо просто создать фонд помощи всем, кто нуждается из-за последствий свободной любви”.

7. Жеке өмір. Павел Дыбенко

Дыбенко П. и Коллонтай А.
Дыбенко П. и Коллонтай А.

Личная жизнь Александры Коллонтай была очень насыщенной. Она, мүмкін, относилась к тому типу женщин, которых принято называтьроковыми”, либо просто была женщиной с холодным рассудком.
Первым известным нампострадавшимот любви к Александре стал учитель русской словесности Остроградский. Мужчина хотел отравиться, но его успели откачать.
ВторойИван Драгомиров, сын знаменитого полководца Драгомирова, действовал наверняка: погиб от пули, застрелился.
Александр Шляпников, ответственное лицо в партии большевиков, некоторое время пребывал в качестве гражданского мужа Коллонтай, после расставания получил нервный срыв.
Әрі қарай, морской офицер (имя неизвестно), влюбленный в Коллонтай, покончил с собой, узнав о ее практическом применении в жизнитеории стакана воды”. Сондықтан, в этм спискенесчастныхотносительно легко отделался первый законный муж КоллонтайВладимир. Умер он в госпитале в 1917 р.

Обраткана любовном фронте прилетела к Коллонтай в 1917 году в виде Павла Ефимовича Дыбенко. Нарком по морским делам (морской министр), глава Центробалта, он стал законным супругом Александры Михайловны. Разница в возрасте между молодоженами составляла 17 жаста. Александре Михайловне на тот момент исполнилось 45 жаста, Дыбенко – 28. Онаобразованная дворянка из столицы, ол – малограмотный матрос с Черниговщины. Но между ними зажглась искра, страсть такого рода, что Коллонтай не переставала удивляться самой себе, обнаружив, что способна испытывать ревность и прочие собственнические чувства к мужчине, что совершенно расходилось с ее пониманием образановой женщиныв советском государстве, напрочь свободной от подобных предрассудков. Мүмкін, из всех до сих пор присутствовавших в ее жизни любовников Дыбенко продержался дольше всех.

Коллонтай А. и Дыбенко П.
Коллонтай А. и Дыбенко П.

Дыбенко обладал огромным авторитетом среди матросов, и этот факт вынуждал большевистское правительство общаться с ним аккуратно, даже в тех случаях, когда вел он себя своевольно.
В феврале 1918 года части Красной армии, действовавшие под командованием Дыбенко, не выдержали атаки кайзеровских войск под Псковом и Нарвой и отступили в Ямбург. Здесь Дыбенко должен был соединиться с войсками генерала Парского Д. P., но вместо этого он стал вести себя с некогда царским генералом показательно пренебрежительно, не желая согласовывать военные действия против врага. Әрі қарай, оказавшись в Москве, Дыбенко своим неадекватным поведением вынудил Ленина дать приказ арестовать его. Вызволять мужа бросилась Коллонтай. Ей, как авторитетной большевичке, выдали супруга на поруки, однако вскоре он бежал из-под надзора в Самару в сопровождении несколько сотен матросов. После длительных переговоров Дыбенко уговаривают вернуться в Москву (снова не без участия Коллонтай), где над ним состоялся суд. Дыбенко оправдывают, но из партии все-таки исключают.
Вскоре после этого Дыбенко попал к немцам в плен. Ему грозил расстрел, но вмешательство Коллонтай в очередной раз поменяло ход событий: Дыбенко обменяли на немецкого пленного офицера.
По прошествии некоторого времени Дыбенко снова получил возможность командовать воинским подразделением и со временем даже стал командующим Крымской армией.

Однако и этим отношениям суждено было завершиться. Постоянные измены мужа совершенно извели Коллонтай, пришлось ей унижаться до ревнивых истерик. После очередной из них Дыбенко выстрелил себе в грудь, но пуля попала в орден и не достигла цели. Его отправился лечиться в госпиталь, а Коллонтайсбежалаот любви в должности посла в Норвегию по назначению И. Сталина. Дыбенко Павел был расстрелян в феврале 1938 жылдың.

8. Первая женщина-посол

Коллонтай А. цветное фото
Коллонтай А. М.

IN 1922 году Александра Коллонтай была направлена И. IN. Сталиным чрезвычайным и полномочным послом в Норвегию. В истории до этого момента женщина-посол была замечена единожды и то в далеком 17 ішінде. (Катарина Стопиа, посол Швеции в России). КІМДЕН 1926 бойынша 1927 Коллонтай налаживала советско-мексиканские отношения, находясь в Мексике.

Кезінде 1930-1945 yy. Александра Михайловна – посол в Швеции. Ее усилиями поддерживался нейтралитет этой страны в период борьбы Гитлера за симпатии в Скандинавии.
IN 1944 году Коллонтай снова взялась за посредническую роль на переговорах о выходе Финляндии из войны, и работу свою выполнила успешно.

9. өмірдің соңғы жылдары

В должности посла в Швеции Коллонтай пробыла до 1945 жылдың. В марте она прибыла в Москву, а в июле завершила свою, так сказать, дипломатическую карьеру. Причины тому объективные: почтенный возраст (73 жылдың) и последствия перенесенного инсульта. После этого, Александра Михайловна занялась написанием мемуаров. Много воспоминаний она оставила о Ленине В. ЖӘНЕ.

Умерла Александра Коллонтай 9 Марта 1952 р. во сне от инфаркта. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Александра Коллонтай (1872-1952), Санкт-Петербург - Москва

Ресейдің әйгілі революционер-әйелдері

Басында. 20 ішінде. Ресей қоғамында оның әйел жартысы өз қызметтерін шектейтін жағдайларсыз өмір сүру құқығы туралы барған сайын сенімділікпен айта бастады. Көптеген әйелдер түсінді, олар отбасылық міндеттер шеңберінен шығып, өмірдің басқа салаларында өзін көрсетуге дайын екендіктерін. Сондай-ақ, ол шықты, бұл тек еркектік ниет, елде мемлекеттік төңкерісті қалай дайындауға және жасауға болады, кешегі муслиндік жас ханымдарға тән. Ең біріншіден, революцияның романтикасын білімділер алып кетті, жақсы туылған ханымдар, және олардың кейбіреулері әсерлі өнімділік көрсетті.
Мұнда әр түрлі саяси партиялардан шыққан революционерлердің әйел есімдерінің тізімі біртіндеп құрылады, олардың өмірбаяны мен түбегейлі өзгерістер кезіндегі және кейіннен сіңірген еңбектерінің қысқаша мазмұны келтіріледі..

1. Александра Коллонтай (Домонтович)

Александра Коллонтай (Домонтович), жизнь и деятельность
Александра Коллонтай (Домонтович)

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), асыл әйел, әкесі жоғары дәрежелі генерал, орыс-түрік соғысының қатысушысы және батыры (1877-1878yy). Жолсыз, білімді, бір жақсы сәт, қазірдің өзінде үйленген әйел, ол түсінді, ол бірдей тамақтанған өмір сүргісі келмейтіндігі, уақыт, қарапайым адамдар деспот-патшадан қалай зардап шегеді. Ол бар күшімен социал-демократиялық қозғалысқа қосылды, және революциядан кейін ол әлемдегі алғашқы әйел министр болды: алғашқы Кеңес үкіметінде Коллонтай мемлекеттік қайырымдылықтың халық комиссары болып сайланды (әлеуметтік қамсыздандыру). Қиын жағдайларда 1917 – 1918 yy. Александра Михайловна халыққа әлеуметтік көмек көрсету жұмыстарын ұйымдастыра алды.

Коллонтайдың тағы бір маңызды қызметі КСРО-дан Швециядағы елші ретінде атап өтілді.. Екінші дүниежүзілік соғыс кезінде ол Швецияның бейтараптылығын сақтауға бірнеше күш жұмсады., және де, швед әзірлемелерін қолдана отырып, ішінде 1944 р. Финляндияға соғыстан шығуға көмектесті.

Коллонтай сонымен бірге әйелдерге қатысты өткеннің қалдықтарын жоюда жетекші рөл атқарды.. Ол бұл идеяны көпшілік алдында қолдады, әйел тәуелсіз бірлік бола алады, және сіздің күйеуіңізге ғана емес. Сонымен бірге Коллонтай отбасы институтынан ешқашан бас тартылған емес, гендерлік теңдіктің маңыздылығын ғана атап өтті.

2. Лариса Рейснер

Лариса Рейснер, революционерка
Лариса Рейснер

Лариса Михайловна Рейснер (1895-1926) – талантты жазушы және журналист. Бай және ақылды отбасында дүниеге келген. Мені жас кезімде коммунизм идеялары алып кетті. Әдебиетте Лариса өзін жасында жариялады 18 жаста. IN 20 жылдар әкесімен бірге журнал шығарды “Рудин”, оның мәні орыс өмірінің ерекшеліктерін сатираға айналдырды.

Революциялық қозғалыста Лариса тез арада өзіне орын тапты, ал қазір ол Балтық флотының комиссары. IN 1918 жылы – Рейснер - КОКП мүшесі(б), Әскери-теңіз күштері Бас штабының комиссары, Қазандағы ұрыс қимылдарының қатысушысы. IN 1921 бірге күйеуі Ф.. Раскольников Ауғанстанға дипломатиялық миссиямен барады.
Германиядағы Гамбург көтерілісінің куәгері, Рейснер бұл оқиғаны өзінің кітабында және очерктерінде сипаттаған. Донбассқа саяхат «Көмір, темір және тірі адамдар ».

Сырттай тартымды, Рейснер өзінің махаббат істерімен танымал болған. Олардың ішінде ең көп талқыланғандардың арасында оның Николай Гумилевпен қарым-қатынасы бар.. Жазушы және матрос, джаз жанкүйері, Колбасьев С. ЖӘНЕ. оның жанкүйерлерінің бірі болды. Осыған қарамастан, Лариса Федор Раскольниковке үйленді, мамандығы бойынша дипломат. Алайда, бұл қарым-қатынас ұзаққа созылмады., оның барлық кейінгі романдары сияқты.
мүмкін, бақытты адамның қолынан келеді “тежеу” “Валкирия революциясы”, дегенмен, оның өмірі бір кезеңге шешілді 30 жаста. Рейснер қайтыс болды, сөйлеуге болама, прозалық, оның бос өмірін ескере отырып: ол іш сүзегінен қайтыс болды, ол анасымен және ағасымен келісімшарт жасады, шикі сүтті ішу. Анасы мен ағасы аман қалды, Ларисаға жеткіліксіз болды, физикалық күш жоқ.

3. Надежда Крупская

Надежда Крупская в молодости
Надежда Крупская

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) бізге ассистент Б ретінде жақсы танымал. ЖӘНЕ. Ленин. Бірақ оның мәні, Әрине, әлдеқайда кең. Жас Кеңес мемлекетінде мәдени саясатты дамытудың векторын белгілеген Крупская болды.. Надежда Константиновна көмекші болды, сондай-ақ халық ағарту комиссарының орынбасары Луначарский. Оның бөлімінде оқу залдарын құру болды, кітапханалар, ол шаруаларды оқыту бағдарламаларын іске қосты, және басқа да көптеген тәрбиелік сәттерді жасады.

Надежда Константиновнаның бастамасымен 1918 р. Петроградтың мектептен тыс білім беру институты құрылды, ол халық арасында сауатсыздықпен күресу үшін кадрлар даярлады. Кейін бұл институт Санкт-Петербургтың Мәдениет институты болып өсті. Бағдарламаның бұл түрі нәтижелі болып шықты және ақталды.: КСРО-да барлығы білім ала алды. Егер бұрын бұл негізінен халықтың жоғарғы қабаттарының құзырында болса, кейін 1917 барлық кеңес адамдарына тең мүмкіндіктер берілді.

4. Елена Стасова

Стасова Елена, женщины в русской революции
Стасова Елена

Елена Дмитриевна Стасова революцияға дейінгі Ресейдің әйгілі отбасынан шыққан. Оның атасы, Василий Петрович Стасов, көрнекті сәулетші, кім салған, соның ішінде, Троица соборы Санкт-Петербургте.
Оның ұлы, Владимир Васильевич Стасов (Елена Дмитриевнаның ағасы) – публицист, өнертанушы, белгілі өнертанушы, интеллигенция шеңберіндегі ықпалды адам болды. Мысалға, оның белсенді қатысуымен саяхатшылардың жұмысы кең танымал болды.
Елена Стасованың әкесі, Дмитрий Васильевич, кем емес ықпалды болды. Мамандығы бойынша ол заңгер болған, демократиялық көзқарастарды ұстанды. Қоғамда оған лақап ат жабысып қалды “орыс адвокатурасының ар-ожданы”. Осындай отбасында Елена Стасованың дүниетанымы қалыптасты., революциялық оқиғалардың жарқын қатысушысы.

Ұзақ уақыт бойы Стасова Коминтерн құрылымдарында жұмыс істеді, кейінірек баспа ісінде. Ұлы Отан соғысы кезінде Елена Дмитриевна майданға әскери аудармашы ретінде баруды өтінді, өйткені. шет тілдерін жақсы білетін. Бірақ оның жасына байланысты ол одан бас тартты.. Стасова ұзақ өмір сүрді, халықтың намысы мен құрметін пайдалану. Оқуға тұрарлық естелік қалдырды.

5. Мария Спиридонова

Мария Спиридонова, русская революционерка из эсеров
Мария Спиридонова

Мария Александровна Спиридонова, большевиктер тізіміндегі бұрынғыларға қарағанда, Солшыл социалистік революциялық партияның жетекшілерінің бірі болған. Спиридонованы революциялық қозғалыстың жарқын қайраткерлерінің бірі деп атауға болады, мейірімді, оның символы.
Революция кезіндегі террористік әрекеттерге қатысқаны үшін 1905-1907 yy. Мария қамауға алынды, жандармдармен қатты ұрылған, содан кейін Сібірге жіберілді, ол ақпанда рақымшылыққа дейін қалды 1917 р. Спиридоновтың жер аударылуынан оралғаннан кейін, оған бекітілген шәһидтің бейнесі арқасында, саяси Ресей олимпиадасына дейін көтерілді.

Революция кезінде 1917 жылдың Социалистік-революциялық партиясы бөлінді, және Спиридонова оның сол қанатын басқарды, неғұрлым радикалды, және қазан айында 1917 жыл большевиктермен коалицияға барды.

Спиридонованың кейіпкері ерік-жігерімен ерекшеленді, ол V-мен ымырасыз ағымдағы мәселелерді талқылады. Ленин, Свердловпен Бүкілресейлік Орталық Атқару Комитетінде. 6 шілде 1918 Спиридонова Солшыл социалистік революция бүлігін қолдаушылардың бірі болды, бұл большевиктерден Брест бейбітшілігіне деген басқа көзқарастың салдарынан пайда болды. Оқиғалар егжей-тегжейлі 6 Шілдеде түсірілген 1968 аттас фильмнің шыққан жылы, онда Любовь Спиридонованы актриса Алла Демидова ойнады (“Алтыншы шілде”, 1968)
Большевиктердің жеңісінен кейін сол жақ Эверс партиясы таратылды.. Спиридонова қамауға алынды 1937 жылы, және 11 қыркүйек 1941 жылы ол басқа саяси тұтқындар арасында атылды. Айта кету керек, оны қамау кезінде, ол Ежов Н.-ға хаттар жазды. ЖӘНЕ. негіздер бойынша Гитлерді өлтіру туралы ұсыныспен, оның үлкен террористік тәжірибе болғандығы. Бірақ оның тағдыры басқаша шешілді.

6. Ариадна Тыркова-Уильямс

Тыркова-Вильямс Ариадна, революционерка из партии кадетов
Тыркова-Уильямс Ариадна

Ариадна Владимировна Тыркова-Уильямс, тарихшы, жазушы, өмірбаяны авторы А. КІМДЕН. Пушкин. Ол кадет партиясының мүшесі болған, кейіннен оның анти-большевиктік ұстанымын ерекше атап өтті. Әрекет тәсілі бойынша, белсенділік, Әрине, Коллонтайға көнді, Крупская және басқа большевиктер, дегенмен, өз партиясының шеңберінде Ариадна Владимировна жарқын шешен ретінде есте қалды. Ол елдің түбегейлі реформасын сынға алды, күмәнді идеалдар жолында әлеуметтік құрылымның толық күйреуінен қорықты.

Тыркова ежелгі асыл отбасынан шыққан, либералды идеялар рухында тәрбиеленді. IN 1903 34 жастағы Ариадна Владимировна контрабанда жасамақ болғаны үшін қамауға алынды 400 Питер Струвтың «Либерась» журналының көшірмелері. Сотталды 2,5 жыл бас бостандығынан айыру, бірақ ауруына байланысты ол кепілдікпен босатылды, содан кейін ол бірінші мүмкіндікте көшіп кетті.
Үйге оралғаннан кейін ол «Нивамен» жұмыс істеді, «Орыс ойы» және «Еуропа хабаршысы». Ол «Өмір жолы» және «олжа» романдарын жазды., «Анна Павловна Философова және оның уақыты» кітабы, «Ескі Түркия және жас түріктер» эсселер жинағы.
КІМДЕН 1951 Тыркова АҚШ-та тұрды, Мұнда ол үш естелік кітап жазды: «Азаттық жолында» (1952), «Бұл, бұдан былай болмайды » (1954), «Көтерілу» (1956). Өлді 1962 жыл 92 жаста.

Знаменитые женщины-революционерки России

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский Н. Г.
Чернышевский Н. Д..
1. Чем знаменит Чернышевский Николай Гаврилович?

В отечественной и мировой истории Чернышевский известен как автор романаЧто делать?”. Однако помимо литературного вклада свое призвание он нашел также, және, мүмкін, бірінші кезекте, в области философии, литературной критики и в публицистике.
Чернышевский в середине 19 ішінде. – идейный вдохновитель революционно настроенных умов России. Оның үстіне, Николай Гаврилович был один из первых в России, кто настаивал на скорейшем решенииженского вопроса”. Он активно добивался предоставления женщинам свобод наряду с мужчинами. Басқаша айтқанда, Чернышевский – идеолог отечественного феминизма.

2. Туған жері мен жылы. Шығу

Родился Николай Чернышевский 24 шілде 1828 Саратовтағы жылдар.
Оның әкесі, Гавриил Иванович, происходил из крепостных, но на момент рождения сына Николая уже был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова. Интересно, что фамилия Чернышевский была дана роду Гавриилы Ивановича по наименованию селу Чернышева Чембарского уезда (Пенза), в котором в качестве крепостного когда-то он и проживал.

2. Білім
Чернышевский Николай

Поначалу образованием Николая Гавриловича занимался отец. Жастағы 14 лет его перепоручили гувернеру-французу, қандай (пікір бар) оказал существенное влияние на мировоззрение юноши.
Будучи ребенком, Чернышевский отличался от остальных детей тем, не, как говорится, буквально поглощал книги, попадавшиеся ему в руки (имея при этом сильную близорукость), за что получил оригинальное прозвище – “Библиофаг”.

IN 1843 году Чернышевский поступает в Саратовскую Духовную семинарию. Проучившись там три года, он поступил в Петербургский университет, выбрав историко-филологическое отделение философского факультета.
IN 1850 году Чернышевский получил степень кандидата (последняя ученая степень по авторитетности после доктора и магистра) и отбыл в Саратов, где был принят на должность преподавателя в местную гимназию. Будучи на тот момент уже революционно настроенным молодым человеком и имея по долгу службы собственную аудиторию, Чернышевский тогда не преминул воспользоваться возможностью поделиться со своими подопечными радикальными для того времени идеями.

3. Формирование мировоззрения

В период обучения в университете Чернышевский увлекся чтением трудов античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII в.в., работами Гегеля, Ньютона, Лапласа, Фейербаха, что оказало большое влияние на формирование его политических взглядов.
Из отечественных интеллектуалов Чернышевскому по духу были близки Белинский В. Г., Герцен А. и Введенский И. ЖӘНЕ. Чтение серьезных книг не прошло для него бесследно, вскоре Николай Гаврилович и сам взялся за перо.

4. “Заманауи”. Публицистика
Чернышевский Николай Григорьевич

Впервые Чернышевский заявил о себе небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» в 1853 жылы. Спустя год он стал сотрудничать с общественно-политическим журналом “Заманауи”, причем здесь он выступал также и как руководитель издания наряду с Некрасовым Н., а позже и Добролюбовым Н.

IN 1855 жылы 10 мая состоялась защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Это событие стало знаковым. Аудитория вняла его резкой критике эстетики идеалистов. Однако новаторский подход к теме оценили не все: ученую степень Николай Гаврилович получил не сразу, а лишь тремя годами позже своего громкого выступления.

IN 1860 году Чернышевский пишет работуАнтропологический принцип в философии”, после обнародования которой удостоился чести стать лидером в стане русской материалистической философии 19 ішінде.

Начиная с 1858 жылдың “Заманауи” под началом Чернышевского взял курс в сторону революционно-демократического направления общественной мысли в России, что послужило впоследствии причиной конфликта в редакциилиберальной ее части радикальный уклон оказался не по нраву. Мамырда 1862 жылдың “сверхубыло приказано прекратить работу над издательством журнала сроком на восемь месяцев, а уже 7 июля его главный идейный вдохновитель Чернышевский Николай Гаврилович был арестован.

5. Қамауға алу. “Что делать?”. Ссылка
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский обвинялся в составлении и попытки распространения листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», целью которой было насаждение революционных настроений в обществе. Начиная с 1858 года Николай Гаврилович демонстрировал активную позицию относительно готовящейся правительством аграрной реформы, выступив ее противником. Крестьянская реформа, по мнению Чернышевского, нисколько не отвечала интересам простого народа, но при этом ее принятие попросту приглушило бы уже зародившиеся революционные настроения в обществе.

КІМДЕН 1861 года Чернышевский главный ориентир в идейном плане для участников революционного кружкаЗемля и воля”, при этом сам он не имел прямого отношения к этому тайному обществу и в состав его не входил. С этого же года за Чернышевским установлена тайная слежка, как за «врагом Российской Империи номер один».

После ареста Чернышевского поместили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Полтора года шло следствие по делу Чернышевского. Все это время Николай Гаврилович отстаивал свою невиновность, однажды даже устроил голодовку, продлившуюся девять дней.
Меж тем, Чернышевский в новых для себя условиях продолжал вести интеллектуальную работу, оставляя записи на листах, коих насчиталось впоследствии около двухсот. Жақсы, и знаковым моментом этого непростого периода является написание Чернышевским романаЧто делать?”, который увидел свет в 1863 жылы, будучи напечатанным в журнале “Заманауи”.

В это время Чернышевский был очень популярен в прогрессивном обществе. Его романЧто делать?”, казалось, дал людям, желающим изменить существующие порядки, руководство к действию. Подробно о значении и влиянии можно найти в мемуарах E. N. Водовозовой.

В феврале 1864 года Чернышевскому был оглашен приговор, согласно которому он приговаривался к 14 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. В мае того же года на Мытнинской площади (С.-Петербург) над революционером была проведена гражданская казнь, означающая лишение осужденного всех прав состояния.
В начале июля Чернышевский прибыл в Иркутск, где был распределен для работ на Усольский солеваренный завод. Пробыл он здесь недолго. Сменив несколько пунктов отбывания наказания, ішінде 1867 году Чернышевского доставили в Акатуйскую тюрьму.

В период каторжных работ Чернышевский написал два романа: “Старина” және “Пролог”. Обе рукописи были доставлены из места заключения доверенному лицу Чернышевского в Петербург, но напечатаны не были. Произведения опального писателя и философаходилисреди его сторонников, однако официально появились в печати в 1905 жылы.

6. Жеке өмір
Ольга и Николай Чернышевские
Ольга и Николай Чернышевские

Николай Гаврилович был женат на Васильевой Ольге Сократовне, с которой познакомился в 1853 году в бытность свою преподавателем в саратовской гимназии. В браке у них родилось трое сыновей. Посторонним отношения между супругами казались весьма странными. Ольга Сократовна была дамой обворожительной, цыганских кровей, легко и охотно пленяла мужчин. Айтпақшы, не устоял от ее чар и Добролюбов. Однако Николай Григорьевич считал, что женщина вольна определяться как поступать и с кем ей быть, при том что любил супругу страстно.

7. Когда Чернышевский умер

IN 1871 году закончился срок присужденных Чернышевскому каторжных работ, после чего его под конвоем переправили в Вилюйск. В европейскую часть России ему было позволено вернуться было лишь в 1883 жылы. IN 1889 жылы, после пяти лет жизни в Астрахани, Чернышевский добился разрешения поселиться в Саратове, куда и прибыл в июне того же года. Однако на родине довелось ему пожить совсем недолго. 11 октябре 1889 года Николай Гаврилович заболел малярией и спустя несколько дней скончался.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов