Олександра Коллонтай (1872-1952), Санкт-Петербург – Москва

Алксандра Коллонтай.

1. Олександра Коллонтай (Домонтович), рік і місце народження. Присхождение

Александра Михайловна Коллонтай родилась 19 березня 1872 г. в Санкт-Петербурге в родовитой и обеспеченной семье.
Девичья фамилия КоллонтайДомонтович. Фамилия эта является производным от имени давнего предка Александры Михайловны Довмонта Псковского, жившего в 18 в. и княжившего в Пскове.
Глава семейства Домонтовичей, Михаил Алексеевич, из украинских дворян, знатный генерал, уважаемый человек. Во время русско-турецкой войны (1878-1879) был в разгаре событий на Балканах, а позже губернатором Тырнова в Болгарии.

Мать Александры Михайловны была дочерью скупщика и продавца леса Александра Масалина, прибывшего в Петербург из Финляндии. И хотя человеком он был предприимчивым и успешно сколотил себе состояние, фамилия его не была родовитой. Однако эта условность не помешала, в підсумку, породниться ему с авторитетной семьей Домонтович.
Историю своей семьи Коллонтай подробно описывает в мемуарахИз моей жизни и работы.

2. Утворення. заміжжя.

Семья Коллонтай - Александра, муж Владимир, сын Миша.

Увлечению Коллонтай революционными идеями предшествовали годы домашнего обучения, качественного и разностороннего. Среди прочих необходимых образовательных навыков Александра владела немецким, французским, английским, финским языками, что сослужило ей в дальнейшем хорошим подспорьем в агитационной деятельности.
До того, как появились первые мысли о преобразовании царской России, Шура Домонтович мечтала стать писательницей и даже написала повесть. Для объективной оценки своего писательского мастерства она отправила повесть писателю Короленко, который ответил ей нелестным отзывом: «Если бы вы писали пропагандистские листовки, вы бы могли достигнуть большего. К беллетристике у вас меньше данных». так, можно сказать, Короленко далзеленый светбудущей революционерке и профессиональной агитаторше Коллонтай.

В 1893 году Александра Михайловна вышла замуж за выпускника Военно-инженерной академии, офицера Владимира Коллонтая, который приходился ей, до речі, троюродным братом. Вскоре у пары родился сын Миша. Однако быт и стандартное для женщин той эпохи времяпрепровождение никак не соответствовало живому, идейному и деятельному характеру Александры. Ей захотелось посвятить себя нечто большему, чем просто семья.
Наблюдая за темной и тяжелой жизнью простого трудового народа, Коллонтай находит, что помочь ему освободиться от этого было бы делом благородным и правильным. Більш того, положение женщин в мире ей кажется также удручающим, и оставить его без внимания она тоже не может. Через свою бывшую учительницу она сближается с подпольным движением, где знакомится с Еленой Стасовой, активной деятельницей русской революции, которая преподала ей азы конспиративной работы.

3. Путь в революцию

Коллонтай Александра Михайловна
Коллонтай А. М.

За границей я могла бы читать всю запрещенную в России литературу и встретила бы живых людей, участвующих в рабочем движении. Своего маленького Мишу я могла бы оставить у моих родителей, а Коллонтай должен понять, чего я хочу в жизни и почему я. должна уехать от него. Если он этого не поймет — значит, все равно вместе нам жизни не прожить. От своей задачи я не откажусь. Я уйду к тем, кто хочет освобождения рабочих от капитализма, от царизма.

Коллонтай А. М. “Из моей жизни и работы

Воспользовавшись благовидным предлогом учебы в Цюрихе, в 1898 году Коллонтай срывается с места и уезжает от мужа и сына в Европу, чтобы там в полной мере ознакомиться с революционными идеями Маркса. Через год Коллонтай вернулась. За это время ею были написано множество статей, литературно-научных трудов. Ее публикуют в различных изданиях, и параллельно Коллонтай занимается подпольной работой. В следующую свою поездку за границу она знакомится с Розой Люксембург, сближается с Плехановым.

9 грудня 1905 года Коллонтай находилась в Санкт-Петербурге и стала свидетельницей событийКровавого воскресенья”. В своих воспоминаниях она описывает произошедшее в характерных для оппозиционера красках, обвиняя царизм в нечеловеческом отношении к своему народу, умалчивая, меж тем, о провокациях со стороны подготовленных мятежников.
У тому ж 1905 году Коллонтай знакомится с В. Лениным.

В 1908 году Александра Коллонтай спешно эмигрировала. В ее адрес были выдвинуты обвинения в призывах к вооруженному восстанию в книгеФинляндия и социализм”. За границей Коллонтай не прекратила своей активной деятельности, а напротив, развила ее. Посетила ряд европейских стран, побывала в США, где она также выступала с лекциями, призывая простой народ объединиться для войны против капитализма.

Суть агитаций Коллонтай: народ должен забыть о своей национальной принадлежности, быть выше этого. Объединяться люди, в таком случае, будут по классовому признаку. Другим ее активным обращением к массам единым фронтом выступить против войны, солдатам же предлагалось сложить оружие. По чаянию революционеров, именно в руках простого народа, как самой заинтересованной стороны, находится воля остановить эту кровопролитную войну, развязанную капиталистами (речь о Первой мировой войне).
Лучший исход для Российской империи в войне есть проигрыштакое отношение к положению России в этой мировой схватке сформулировал В. І. Ленин, а Коллонтай, горячая его сторонница, эту формулировку активно внедряла в массы. так, по мнению революционеров, война империалистическая перерастет в войну гражданскую. И лишь после этого возможно построить справедливое общество.

4. після революції 1917

Коллонтай А. М., революционерка

После победы революции в феврале 1917, Коллонтай была избрана членом ЦИК от большевиков. За активную антивоенную агитацию среди солдат и матросов в условиях установившегося в странедвоевластияАлександру Михайловну арестовали и отправили в тюрьму с подачи Временного правительства. Усилиями М. Горького и Л. Красина, ее тем не менее, в скором освободили.

30 жовтня 1917 года Коллонтай получила лично от В. Ленина пост народного комиссара общественного призрения в 1-м составе Совета народных комиссаров, таким чином, она стала одной из первых женщиной-министром. В этой должности в трудных условиях и за короткий срок ей удалось наладить выплаты пенсий и зарплат населению.
Именно по ее инициативе формируется Отдел по охране материнства и младенчества, а также Коллегия по охране и обеспечению материнства и младенчества. Теперь каждая женщина и ее дети могли рассчитывать на защиту государства.

В січні 1918 року в “ВоззванииПатриарха Тихона Александра Коллонтай была предана анафеме. Причина: попытка активистки реквизировать Александро-Невскую лавру в Петрограде. Под началом Коллонтай действовали матросы, которые встретили жесткий отпор со стороны верующих. В ходе акции погиб протоиерей Петр Скипетров. Некрасивая получилась история.

5. Борьба за права женщин.

Коллонтай А .М.

В предреволюционной России заметно усилилась активность женщин, і, как следствие, исходя из некой идейной или политической позиции, они стали группироваться в разного рода кружки и организации. Коллонтай не принадлежала ни к одной из этой группировок, хотя и контактировала с их участницами. Для Александры Михайловны та позиция для женщины, которую продвигали феминистки, суфражистки и пр. казалась слишком ограниченной.
Женщина в строительстве советского государства, по мнению Коллонтай, должна идти в одном строю с мужчинами, наравне с ним. Именно эту задачу она преследовала, когда по ее инициативе в 1919 году был создан женотдел ЦК РКП(б). Женской неграмотности был дан бой, для женщин стали издаваться журналы (“Работница”), женщин приглашали на митинги и конференции, а также всячески привлекали к работе в различных учреждениях женотделов, тем самым пробуждая в них желание включиться в общественно-политическую жизнь государства.

6. Теория стакана воды

За свою идейную позицию относительно положения женщины в молодом государстве Александре Коллонтай часто приписывают авторствотеории стакана воды”, очень популярной среди молодежи в 1920-х годах, суть которой сводится к одной простой мысли: для удовлетворения своих инстинктивных сексуальных потребностей человек не должен испытывать сложности, в виде обязательств к партнеру. Достаточно просто быть ему, как минимум, симпатичным. Секс без любви и обязательствпростое действие сродни элементарной возможности выпить стакан воды в момент жажды. Проте, Коллонтай не является автором этой теории, однако схожие мотивы можно обнаружить в ее теоретических работах относительноновой женщиныв новых условиях: “Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей постепенно берет на себя государство” або “Изживший себя институт семьи противоречит идее коммунизма; вместо нее надо просто создать фонд помощи всем, кто нуждается из-за последствий свободной любви”.

7. Особисте життя. Павел Дыбенко

Дыбенко П. и Коллонтай А.
Дыбенко П. и Коллонтай А.

Личная жизнь Александры Коллонтай была очень насыщенной. вона, мабуть, относилась к тому типу женщин, которых принято называтьроковыми”, либо просто была женщиной с холодным рассудком.
Первым известным нампострадавшимот любви к Александре стал учитель русской словесности Остроградский. Мужчина хотел отравиться, но его успели откачать.
ВторойИван Драгомиров, сын знаменитого полководца Драгомирова, действовал наверняка: погиб от пули, застрелился.
Александр Шляпников, ответственное лицо в партии большевиков, некоторое время пребывал в качестве гражданского мужа Коллонтай, после расставания получил нервный срыв.
далі, морской офицер (имя неизвестно), влюбленный в Коллонтай, покончил с собой, узнав о ее практическом применении в жизнитеории стакана воды”. Так что, в этм спискенесчастныхотносительно легко отделался первый законный муж КоллонтайВладимир. Умер он в госпитале в 1917 г.

Обраткана любовном фронте прилетела к Коллонтай в 1917 году в виде Павла Ефимовича Дыбенко. Нарком по морским делам (морской министр), глава Центробалта, он стал законным супругом Александры Михайловны. Разница в возрасте между молодоженами составляла 17 років. Александре Михайловне на тот момент исполнилось 45 років, Дыбенко – 28. вона – образованная дворянка из столицы, він – малограмотный матрос с Черниговщины. Но между ними зажглась искра, страсть такого рода, что Коллонтай не переставала удивляться самой себе, обнаружив, что способна испытывать ревность и прочие собственнические чувства к мужчине, что совершенно расходилось с ее пониманием образановой женщиныв советском государстве, напрочь свободной от подобных предрассудков. мабуть, из всех до сих пор присутствовавших в ее жизни любовников Дыбенко продержался дольше всех.

Коллонтай А. и Дыбенко П.
Коллонтай А. и Дыбенко П.

Дыбенко обладал огромным авторитетом среди матросов, и этот факт вынуждал большевистское правительство общаться с ним аккуратно, даже в тех случаях, когда вел он себя своевольно.
В лютому 1918 года части Красной армии, действовавшие под командованием Дыбенко, не выдержали атаки кайзеровских войск под Псковом и Нарвой и отступили в Ямбург. Здесь Дыбенко должен был соединиться с войсками генерала Парского Д. П., но вместо этого он стал вести себя с некогда царским генералом показательно пренебрежительно, не желая согласовывать военные действия против врага. далі, оказавшись в Москве, Дыбенко своим неадекватным поведением вынудил Ленина дать приказ арестовать его. Вызволять мужа бросилась Коллонтай. Ей, как авторитетной большевичке, выдали супруга на поруки, однако вскоре он бежал из-под надзора в Самару в сопровождении несколько сотен матросов. После длительных переговоров Дыбенко уговаривают вернуться в Москву (снова не без участия Коллонтай), где над ним состоялся суд. Дыбенко оправдывают, но из партии все-таки исключают.
Вскоре после этого Дыбенко попал к немцам в плен. Ему грозил расстрел, но вмешательство Коллонтай в очередной раз поменяло ход событий: Дыбенко обменяли на немецкого пленного офицера.
По прошествии некоторого времени Дыбенко снова получил возможность командовать воинским подразделением и со временем даже стал командующим Крымской армией.

Однако и этим отношениям суждено было завершиться. Постоянные измены мужа совершенно извели Коллонтай, пришлось ей унижаться до ревнивых истерик. После очередной из них Дыбенко выстрелил себе в грудь, но пуля попала в орден и не достигла цели. Его отправился лечиться в госпиталь, а Коллонтайсбежалаот любви в должности посла в Норвегию по назначению И. Сталина. Дыбенко Павел был расстрелян в феврале 1938 року.

8. Первая женщина-посол

Коллонтай А. цветное фото
Коллонтай А. М.

В 1922 году Александра Коллонтай была направлена И. В. Сталиным чрезвычайным и полномочным послом в Норвегию. В истории до этого момента женщина-посол была замечена единожды и то в далеком 17 в. (Катарина Стопиа, посол Швеции в России). З 1926 по 1927 Коллонтай налаживала советско-мексиканские отношения, находясь в Мексике.

В період 1930-1945 рр. Александра Михайловнапосол в Швеции. Ее усилиями поддерживался нейтралитет этой страны в период борьбы Гитлера за симпатии в Скандинавии.
В 1944 году Коллонтай снова взялась за посредническую роль на переговорах о выходе Финляндии из войны, и работу свою выполнила успешно.

9. Останні роки життя

В должности посла в Швеции Коллонтай пробыла до 1945 року. В марте она прибыла в Москву, а в июле завершила свою, так сказать, дипломатическую карьеру. Причины тому объективные: почтенный возраст (73 року) и последствия перенесенного инсульта. После этого, Александра Михайловна занялась написанием мемуаров. Много воспоминаний она оставила о Ленине В. І.

Умерла Александра Коллонтай 9 березня 1952 г. во сне от инфаркта. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Александра Коллонтай (1872-1952), Санкт-Петербург - Москва

Знамениті жінки-революціонерки Росії

К нач. 20 в. в российском обществе женская его половина все увереннее стала заявлять о своем праве жить без ограничивающих ее деятельность условий. Многие женщины осознали, что готовы выйти из рамок семейных обязанностей и проявить себя в других сферах жизни. Зокрема, оказалось, что такое чисто мужское намерение, как подготовка и проведение в стране госпереворота, характерно и вчерашним кисейным барышням. Насамперед, романтикой революции увлеклись образованные, родовитые дамы, и некоторые из них показали впечатляющую продуктивность.
Здесь будет постепенно формироваться список женских имен революционерок из различных политических партий с кратким изложением их биографии и заслуг в ходе радикальных перемен и впоследствии.

1. Олександра Коллонтай (Домонтович)

Александра Коллонтай (Домонтович), жизнь и деятельность
Олександра Коллонтай (Домонтович)

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), дворянка, отец высокопоставленный генерал, участник и герой русско-турецкой войны (1877-1878рр). Своенравная, утворена, в один прекрасный момент, уже будучи замужней дамой, она осознала, что не хочет жить прежней сытой жизнью, в той час, как простой народ страдает от деспота-царя. Со всей своей энергией она влилась в социал-демократическое движение, а после свершившейся революции стала первой в мире женщиной-министром: в первом Советском правительстве Коллонтай была избрана наркомом государственного призрения (социального обеспечения). В тяжелых условиях 1917 – 1918 рр. Александре Михайловне удалось организовать работу по социальной помощи населению.

Другой важной деятельностью Коллонтай отметилась на посту посла от СССР в Швеции. Здесь во время Второй Мировой войны она приложила ряд усилий в поддержании Швецией нейтралитета, а также, используя шведские наработки, в 1944 г. посодействовала выходу Финляндии из войны.

Ведущую роль Коллонтай сыграла также в деле разрушения пережитков прошлого относительно женщин. Она публично поддерживала мысль о том, что женщина может быть самостоятельной единицей, а не только приложением своему мужу. При этом институт семьи Коллонтай никогда не отрицала, подчеркивая лишь важность гендерного равноправия.

2. Лариса Рейснер

Лариса Рейснер, революционерка
Лариса Рейснер

Лариса Михайловна Рейснер (1895-1926) – талантливая писательница и журналистка. Родилась в обеспеченной и интеллигентной семье. Идеями коммунизма увлеклась еще в юности. В литературе Лариса заявила о себе в возрасте 18 років. В 20 лет вместе с отцом издавала журналаРудин”, суть которого сводилась к сатире над особенностями русской жизни.

В революционном движении Лариса быстро нашла себе место, и вот она уже комиссар Балтфлота. В 1918 році – Рейснер член ВКП(б), комиссар Генштаба Военно-Морского флота, участница боевых действий в Казани. В 1921 году вместе с мужем Ф. Раскольниковым отправляется с дипмиссией в Афганистан.
Свидетельница Гамбургского восстания в Германии, Рейснер описала это событие в своей книге и очерках. Поездка на Донбасс завершилась сборником «Уголь, железо и живые люди».

Внешне привлекательная, Рейснер была знаменита своими любовными романами. В числе особо обсуждаемых из них ее отношения с Николаем Гумилевым. Писатель и моряк, поклонник джаза, Колбасьев С. А. также входил в число ее поклонников. Тем не менее замуж вышла Лариса за Федора Раскольникова, дипломата по роду деятельности. Однако и эти отношения оказались недолгосрочны, как и все последующие ее романы.
можливо, какой-то счастливец и смог быобуздать” “валькирию революции”, однако жизнь ей была отмерена сроком 30 років. Скончалась Рейснер, можно сказать, прозаично, учитывая ее насыщенную жизнь: умерла она от брюшного тифа, которым заразилась вместе с матерью и братом, выпив сырого молока. Мать и брат выжили, у Ларисы не хватило для этого ни душевных, ни физических сил.

3. Надежда Крупская

Надежда Крупская в молодости
Надежда Крупская

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) более известна нам как помощница В. І. Леніна. Но значение ее, звісно, гораздо шире. В молодом советском государстве именно Крупская задавала вектор развития культурной политики. Надежда Константиновна была помощницей, а также заместительницей наркома просвещения Луначарского. В ее ведомстве находилось создание изб-читален, библиотек, она запускала программы просвещения крестьянства, а также занималась многими другими образовательными моментами.

По инициативе Надежды Константиновны в 1918 г. был создан Петроградский институт внешкольного образования, в котором готовились кадры для борьбы с безграмотностью среди населения. Позже этот институт вырос в С.-Петербургский институт культуры. Такого рода программа оказалась продуктивной и дала свои плоды: в СССР смогли получить образование все. И если ранее это была прерогатива в основном высших слоев населения, после 1917 все советские люди получили равные возможности.

4. Елена Стасова

Стасова Елена, женщины в русской революции
Стасова Елена

Елена Дмитриевна Стасова происходила из знаменитой семьи дореволюционной России. Дед ее, Василий Петрович Стасов, видный архитектор, построивший, зокрема, Троицкий собор в Санкт-Петербурге.
Сын его, Владимир Васильевич Стасов (дядя Елены Дмитриевны) – публіцист, мистецтвознавець, известный художественный критик, был человеком влиятельным в кругах интеллигенции. наприклад, при его активном участии широкую популярность получило творчество художников-передвижников.
Отец Елены Стасовой, Дмитрий Васильевич, был не менее влиятельным. По роду деятельности он был адвокатом, взглядов придерживался демократических. В обществе за ним закрепилось прозвищесовесть русской адвокатуры”. Вот в такой семье формировалось мировоззрение Елены Стасовой, яркой участницы революционных событий.

Долгое время Стасова работала в структурах Коминтерна, позже в издательском деле. Во время Великой отечественной войны Елена Дмитриевна просилась на фронт в качестве военного переводчика, т.к. хорошо знала иностранные языки. Но в силу возраста ей отказали в этом. Прожила Стасова долгую жизнь, пользуясь народными почетом и уважением. Оставила после себя достойные прочтения мемуары.

5. Мария Спиридонова

Мария Спиридонова, русская революционерка из эсеров
Мария Спиридонова

Мария Александровна Спиридонова в отличии от предыдущих в списке большевичек была одним из лидеров партии левых эсеров. Спиридонову можно назвать одной из самых ярких фигур в революционном движении, свого роду, его символом.
За участие в террористической деятельности в ходе революции 1905-1907 рр. Мария была арестована, сильно избита жандармами, после чего отправлена в Сибирь, где она пробыла до амнистии в феврале 1917 г. После своего возвращения из ссылки Спиридонова, благодаря приставшему к ней образу мученицы, молниеносно взлетела на политический российский Олимп.

В ходе революции 1917 года партия эсеров раскололась, и Спиридонова возглавила ее левое крыло, придерживавшееся более радикальных позиций, а в октябре 1917 года пошла на коалицию с большевиками.

Характер у Спиридоновой был волевой, она бескомпромиссно дискутировала по текущим вопросам с В. Лениным, со Свердловым во ВЦИКе. 6 липень 1918 года Спиридонова стала одной из сторонниц мятежа левых эсеров, который произошел из-за отличного от большевиков отношения к Брестскому миру. Подробно о событиях 6 июля снят в 1968 году фильм с одноименным названием, где Любовь Спиридонову сыграла актриса Алла Демидова (Шестое июля”, 1968)
После победы большевиков партия левых эверов была ликвидирована. Спиридонову арестовали в 1937 році, а 11 вересня 1941 года она была расстреляна в числе прочих политзаключенных. Стоит отметить, что во время своего заключения, она писала письма Ежову Н. І. с предложением убить Гитлера на том основании, что имела большой террористический опыт. Но судьба ее решена была иначе.

6. Ариадна Тыркова-Вильямс

Тыркова-Вильямс Ариадна, революционерка из партии кадетов
Тыркова-Вильямс Ариадна

Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс, историк, писательница, автор биографии А. З. Пушкіна. Входила в партию кадетов, впоследствии категорично подчеркивала свою антибольшевистскую позицию. По способу действия, активности, звісно, уступала Коллонтай, Крупской и другим большевичкам, тем не менее в рамках своей партии Ариадна Владимировна запомнилась как яркий оратор. Она выступала с критикой радикального реформирования страны, опасалась полного развала общественной структуры во имя сомнительных идеалов.

Тыркова происходила из древнего дворянского рода, воспитана была в духе либеральных идей. В 1903 году 34-летнюю Ариадну Владимировну арестовали за попытку контрабанды 400 экземпляров журнала Петра Струве «Освобождение». Была приговорена к 2,5 годам тюремного заключения, но по болезни была освобождена под залог, после чего при первой возможности эмигрировала.
По возвращении на родину сотрудничала с «Нивой», «Русской мыслью» и «Вестником Европы». Ее перу принадлежат романы «Жизненный путь» и «Добыча», книгу «Анна Павловна Философова и её время», сборник очерков «Старая Турция и младотурки».
З 1951 года Тыркова проживала в США, здесь ею были написаны три книги воспоминаний: «На путях к свободе» (1952), «То, чего больше не будет» (1954), «Подъём и крушение» (1956). Скончалась в 1962 році у віці 92 років.

Знаменитые женщины-революционерки России

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский Н. Г.
Чернишевський Н. Г.
1. Чим знаменитий Чернишевський Микола Гаврилович?

У вітчизняній і світовій історії Чернишевський відомий як автор роману “Що робити?”. Однак крім літературного вкладу своє покликання він знайшов також, і, можливо, насамперед, в області філософії, літературної критики і в публіцистиці.
Чернишевський в середині 19 в. – ідейний натхненник революційно налаштованих умов Росії. Більш того, Микола Гаврилович був один з перших в Росії, хто наполягав на якнайшвидшому вирішенні “жіночого питання”. Він активно домагався надання жінкам свобод поряд з чоловіками. Іншими словами, Чернишевський – ідеолог вітчизняного фемінізму.

2. Місце і рік народження. походження

Народився Микола Чернишевський 24 липень 1828 року в Саратові.
батько його, Гаврило Іванович, походив із кріпаків, але на момент народження сина Миколи вже був протоієреєм Олександро-Невського кафедрального собору міста Саратова. цікаво, що прізвище Чернишевський була дана роду Гавриїлом Івановича по найменуванню селу Чернишова Чембарского повіту (Пенза), в якому в якості кріпосного колись він і проживав.

2. Утворення
Чернышевский Николай

Спочатку освітою Миколи Гавриловича займався батько. У віці 14 років його передоручили гувернеру-французу, Котрий (є думка) справив значний вплив на світогляд юнака.
будучи дитиною, Чернишевський відрізнявся від інших дітей тим, що, Як кажуть, буквально поглинав книги, траплялися йому в руки (маючи при цьому сильну короткозорість), за що отримав оригінальне прізвисько – “Бібліофаг”.

В 1843 році Чернишевський надходить в Саратовську духовну семінарію. Провчившись там три роки, він вступив до Петербурзького університету, вибравши історико-філологічне відділення філософського факультету.
В 1850 році Чернишевський отримав ступінь кандидата (остання вчений ступінь по авторитетності після доктора і магістра) і відбув до Саратова, де був прийнятий на посаду викладача в місцеву гімназію. Будучи на той момент вже революційно налаштованим молодим чоловіком і маючи за службовим обов'язком власну аудиторію, Чернишевський тоді скористався можливістю поділитися зі своїми підопічними радикальними для того часу ідеями.

3. формування світогляду

У період навчання в університеті Чернишевський захопився читанням праць античних філософів і мислителів французького і англійського матеріалізму XVII-XVIII ст, роботами Гегеля, Ньютона, Лапласа, Фоєрбах, що мало великий вплив на формування його політичних поглядів.
З вітчизняних інтелектуалів Чернишевського по духу були близькі Бєлінський В. Г., Герцен А. і Введенський І. І. Читання серйозних книг не пройшло для нього безслідно, незабаром Микола Гаврилович і сам взявся за перо.

4. “сучасник”. Журналістика
Чернышевский Николай Григорьевич

Вперше Чернишевський заявив про себе невеликими статтями в «Санкт-Петербурзьких Відомостях» в 1853 році. Через рік він став співпрацювати з суспільно-політичним журналом “сучасник”, причому тут він виступав також і як керівник видання поряд з Некрасовим Н., а пізніше і Добролюбовим Н.

В 1855 році 10 травня відбулася захист дисертації Чернишевського «Естетичні відношення мистецтва до дійсності». Ця подія стала знаковою. Аудиторія почула його різкій критиці естетики ідеалістів. Однак новаторський підхід до теми оцінили не всі: вчений ступінь Микола Гаврилович отримав не відразу, а лише трьома роками пізніше свого гучного виступу.

В 1860 році Чернишевський пише роботу “Антропологічний принцип у філософії”, після оприлюднення якої удостоївся честі стати лідером в стані російської матеріалістичної філософії 19 в.

Починаючи з 1858 року “сучасник” під керівництвом Чернишевського взяв курс в сторону революційно-демократичного спрямування громадської думки в Росії, що послужило згодом причиною конфлікту в редакції – ліберальної її частини радикальний ухил виявився не до вподоби. У травні 1862 року “зверху” було наказано припинити роботу над видавництвом журналу терміном на вісім місяців, а вже 7 липня його головний ідейний натхненник Чернишевський Микола Гаврилович був заарештований.

5. арешт. “Що робити?”. Посилання
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернишевський звинувачувався в складанні і спроби поширення листівки «Барським селянам від своїх доброзичливців уклін», метою якої було насадження революційних настроїв в суспільстві. Починаючи з 1858 Микола Гаврилович демонстрував активну позицію щодо готується урядом аграрної реформи, виступивши її противником. селянська реформа, на думку Чернишевського, анітрохи не відповідала інтересам простого народу, але при цьому її прийняття попросту приглушив би вже зародилися революційні настрої в суспільстві.

З 1861 Чернишевський головний орієнтир в ідейному плані для учасників революційного гуртка “Земля і воля”, при цьому сам він не мав прямого відношення до цього таємного товариства і до складу його не входив. З цього ж року за Чернишевським встановлена ​​таємне слідкування, як за «ворогом Російської Імперії номер один».

Після арешту Чернишевського помістили в одиночну камеру Петропавлівської фортеці. Півтора року тривало слідство у справі Чернишевського. Весь цей час Микола Гаврилович відстоював свою невинність, одного разу навіть влаштував голодування, котра тривала дев'ять днів.
між тим, Чернишевський в нових для себе умовах продовжував вести інтелектуальну роботу, залишаючи записи на аркушах, яких нарахували згодом близько двохсот. Ну, і знаковим моментом цього непростого періоду є написання Чернишевським роману “Що робити?”, який побачив світ у 1863 році, будучи надрукованим в журналі “сучасник”.

У цей час Чернишевський був дуже популярний в прогресивному суспільстві. його роман “Що робити?”, здавалося, дав людям, бажаючим змінити існуючі порядки, Інструкція. Детально про значення і вплив можна знайти в мемуарах Е. N. Водовозової.

В лютому 1864 року Чернишевського було оголошено вирок, згідно з яким він був засуджений до 14 років каторжних робіт з подальшим довічним поселенням в Сибіру. У травні того ж року на Митнінской площі (С.-Петербург) над революціонером була проведена громадянська страта, що означає позбавлення засудженого всіх прав стану.
На початку липня Чернишевський прибув до Іркутська, де був розподілений для робіт на Усольський солеварний завод. Пробув він тут недовго. Змінивши кілька пунктів відбування покарання, в 1867 році Чернишевського доставили в Акатуйській в'язницю.

У період каторжних робіт Чернишевський написав два романи: “старина” і “Пролог”. Обидва рукописи були доставлені з місця ув'язнення довіреній особі Чернишевського в Петербург, але надруковані не були. Твори опального письменника і філософа “ходили” серед його прихильників, проте офіційно з'явилися у пресі в 1905 році.

6. Особисте життя
Ольга и Николай Чернышевские
Ольга і Микола Чернишевський

Микола Гаврилович був одружений на Васильєвої Ользі Сократівні, з якою познайомився в 1853 році, перебуваючи на посаді викладачем в саратовській гімназії. У шлюбі у них народилося троє синів. Стороннім відносини між подружжям здавалися досить дивними. Ольга Сократівна була дамою чарівною, циганських кровей, легко і охоче полонила чоловіків. До речі, я не можу встояти від її чар і Добролюбов. Однак Микола Григорович вважав, що жінка вільна визначатися як поступати і з ким їй бути, при тому що любив дружину пристрасно.

7. Коли Чернишевський помер

В 1871 році закінчився термін присуджених Чернишевського каторжних робіт, після чого його під конвоєм переправили в Вілюйськ. У європейську частину Росії йому було дозволено повернутися було лише в 1883 році. В 1889 році, після п'яти років життя в Астрахані, Чернишевський домігся дозволу оселитися в Саратові, куди і прибув в червні того ж року. Однак на батьківщині довелося йому пожити зовсім недовго. 11 жовтні 1889 Микола Гаврилович захворів на малярію і через кілька днів помер.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов