Болотов Андрей Тимофеевич (1738-1833), Дворяниново

Болотов Андрей Тимофеевич

1. Кто такой Болотов Андрей Тимофеевич?

Болотов Андрей Тимофеевич — человек универсальный, потому как зарекомендовал себя во многих сферах деятельности. К ним отнесем агрономию и помологию, ландшафтный дизайн и даже литературу. При том БолОтов и его достижения мало кому известны, что является существенной несправедливостью, т.к. заслуги его перед соотечественниками значительны, и пользу русскому обществу он принес немалую. В частности, употребление в пищу картофеля и помидоров в России пошло именно с легкой руки Андрея Тимофеевича, принципы обустройства именно русской парковой зоны также сложились благодаря ему, а обширные записи, которые оставил после себя Болотов, до сих пор являются источником информации о жизни, быте и нравах России 17-18 вв.

2. Год и место рождения, происхождение

Андрей Тимофеевич родился 7 октября 1738 года в тульской усадьбе Дворяниново, принадлежавшей семейству Болотовых. Третий (и последний) ребенок в семье, со старшими сестрами разница в возрасте у него была существенной.

Отец его Тимофей Петрович, помещик средней руки, находился на службе в Архангелогородском полку и имел чин полковника. Из-за службы часто и надолго отлучался он из дома, однако по возможности всегда находил возможность перевезти и обустроить жену свою, Мавру Степановну (в девичестве Бакеева), дочерей и маленького сына Андрея близ себя. Сопровождая отца семейства во время перемещения полка его на новое место, Андрей таким образом детство свое провел в землях Курляндии и Петербурга, изредко возвращаясь в родной дом.

В возрасте 14 лет Болотов потерял отца, а спустя два года лишился и матери.

3. Образование

Первые шаги в образовании Болотову помог сделать отец. Затем родитель перепоручил его иностранцу (немцу), посчитав, что только лишь одно его происхождение станет залогом успешного овладения сыном немецкого языка в дополнение к обучению математике. Однако человеческие качества немца были таковы, что учебное время им было потрачено по большей части впустую: неспособный системно подавать материал, иностранец лишь мучил ребенка требованиями на уроках. Страх и ужас перед вспыльчивым и несдержанным на руку учителем только усугубляли ситуацию.

Тем не менее Андрей Тимофеевич был способным ребенком, и знания ему довались легко при правильном подходе. 9-ти лет отец его отдал в семью одного курляндского дворянина по фамилии Нетельгорст, у которого было два сына и которые обучались всем необходимым дисциплинам неким французом. И здесь уже юный Болотов, что называется, почувствовал разницу, когда попал на уроки к новому преподавателю. В короткие сроки он догнал в знаниях сыновей Нетельгорста. Как ни хорошо было заниматься в этом семействе, но по долгу службы отца Андрею пришлось переезжать. Позже Болотов некоторое время учился в петербургском пансионе.

4. Служба

По обычаю 18 века дворянские дети рано начинали военную карьеру. Так, Болотов уже в 10 лет пребывал в чине каптенармуса. К 19 годам он дослужился до чина подпоручика, и в этом чине в 1757 году во время Семилетней войны принял участие в сражении при Гросс-Егерсдорфе.

В том же 1756 году Болотов был отправлен по службе в Кенигсберг, и здесь ему пригодилось знание немецкого языка (иностранный Андрей Тимофеевич таки выучил в дальнейшем, общаясь с немцами). Отметив за подпоручиком этот навык, командование назначило его письмоводителем кёнигсбергской камеры, а позже переводчиком официальных бумаг на немецком языке. Во время пребывания в Пруссии Болотов получил звание поручика.

В отставку Болотов вышел в чине капитана, после чего поселился в своём родовом имении.

4. Сельскохозяйственная деятельность

Оставив службу и обосновавшись в поместье, Болотов погрузился в изучение эффективного ведения сельского хозяйства. Большой интерес проявил он к садоводству, и вскоре родовое поместье его качественно преобразилось.

Параллельно с этими трудами Болотов активно сотрудничал с Вольным экономическим обществом, освещая по просьбе последнего популярным языком все вопросы по сельскому хозяйству. Профессионализм Андрея Тимофеевича внушал доверие, и вскоре Болотова порекомендовали императрице Екатерине II. Она как раз подыскивала человека, способного грамотно благоустроить хозяйство в трех своих поместьях, расположенных в Киясовской, в Бобриковской и Богородицкой волостях, а также взять на себя функцию управляющего. Болотов охотно согласился на поступившее от императрицы предложение, и занимался поставленной ею задачей на протяжении 23-х лет, за что был награжден чином коллежского асессора.

5. Болотов — популяризатор картофеля и помидоров

Да, именно благодаря Андрею Тимофеевичу картошка и помидоры стали, наконец, популярны в России. Картофель появился у нас в петровские времена. Только люди русские не оказали доверия этому заморскому продукту, смекнув, раз «он в земле произрастает, где всяка нечесть водится», то и употреблять его себе во зло. Тем более, считали другие, есть такой плод, который похож на голову с глазками, все равно, что питаться человеческими душами.

Андрей Тимофеевич же обладал научным складом ума, и подобные домыслы ему были чужды. Мало того, что он сам употреблял картофель в пищу, Болотов принялся изучать клубни на предмет их эффективной посадки и дальнейшего хранения. В частности, его предположение, что сажать всегда желательно лучшие образцы, опытным путем подтвердилось. Болотов также узнал причину «позеленения» картофеля — клубни его не терпят солнечного света, и лучше их хранить в темном помещении.

Будучи ко всему прочему и тонким психологом, Болотов однажды решил предпринять следующее: он поставил охрану на свою картофельную плантацию и время от времени отзывал ее. Видя, что хозяин так печется об урожае, народ пришел к выводу, что за негодным овощем такой надзор вряд ли бы был. И тогда люди решили, пользуясь отлучкой охранников, взять картошку себе на пробу. Этого Болотов и добивался. Крестьяне «раскушали» ее, а позже даже поставили картофель после хлеба на второе место по важности .

Удивительно, но Болотов также придумал делать из картофеля «стружки», сегодня мы знаем их как чипсы. Экспериментировал Андрей Тимофеевич и с сухими супами, которые можно было разводить кипяченой водой.

Так же обстояло дело и с помидорами. Люди боялись их есть, считая ядовитыми, и выращивали скорее как декоративное растение. Болотов своим примером показал, что ни он, ни его семья не отравились, употребляя их. Более того, он начал экспериментировать с консервацией помидоров на зиму.

5. Болотов — писатель. Мемуары

Андрей Болотов за работой
Гравюра Л. А. Серякова с иллюстрации из книги А. Т. Болотова. Подпись под картиной: «Точное изображение, той комнаты и места, где писана сия книга в 1789 и 1790 году.»

В период с 1776 по 1779 г. Болотов издает сельскохозяйственный еженедельный журнал «Сельской житель. Экономическое в пользу сельских жителей служащее издание».

В 1780 году издатель Николай Новиков предложил Андрею Тимофеевичу в газете «Московские ведомости» публиковаться на специально для него отведенном листе под названием «Экономический магазин». Так, плодотворное сотрудничество с Новиковым продлилось 10 лет. В результате, Болотовым было написано для газеты порядка 4000 статей, или 40 томов энциклопедии, составленной по завершению сотрудничества.

В то же время Болотов пишет и философские произведения: «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одной госпожой и ее детьми, сочиненные для споспешествования истинной пользы молодых людей», «Путеводитель к истинному человеческому счастью», «Чувствования христианина при начале и конце каждого дня, относящиеся к самому себе и к Богу».

Другим направлением писательской деятельности Болотова стали мемуары. Его «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», «Записки Андрея Тимофеевича Болотова» носят, прежде всего, практический характер. Автор предполагал, что автобиография будет полезна потомкам его, т.к. сам искренне сожалел, что ему от предыдущих поколений родственников практически никаких сведений не осталось.

Исторические произведения: «Памятник протекших времен, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах», «Современные известия о первой французской войне», «Описания последней французской войны», «Собрание анекдотов о князе Потемкине», «Краткая история Польши».
Энциклопедия для детей под названием «Кунсткамера душевная».
«Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» – по сути практическое пособие по эффективной организации труда в сельском хозяйстве.

6. Болотов — ученый

Андрей Тимофеевич Болотов первым в России заложил основу для классификации растений. Работе этой посвящена статья 1771 года «Ботанические примечания о классах трав».

В работе «О разделении полей» (1771) Болотов научно обосновал преимущества севооборота. Призывал он также обращать внимание при возделывании земли на особенности местоположения, на уместность своевременного внесения удобрения.

Болотов — первый в России ученый-помолог. Он описал около 600 сортов яблонь и груш, плюс сам вывел несколько сортов плодовых культур.

Отметился Андрей Тимофеевич и в медицине, написав записи «Краткие и на опытности основанные замечания о електризме и о способности електрических махин к помоганию от разных болезней». Другими словами, Болотов один из первых применил опыт лечения электрофорезом (электростатическую машину он соорудил собственноручно). Кроме того, у нас принято считать, что ведение истории болезни пациента — также разработка Болотова, возникновение которой связано с тем, что Андрей Трофимович сам занимался лечением всех, кто к нему за медицинской помощью обращался. Каждому обратившемуся — отдельная тетрадка.

7. Личная жизнь, семья

В возрасте 26 лет (1764) Андрей Тимофеевич Болотов женился на дворянке Александре Михайловне Кавериной. В браке родилось девять детей, четверо из которых скончались в детском возрасте.

8. Последние годы жизни

Болотов Андрей биграфия
А. Т. Болотов. Гравюра Л. А. Серякова

Оставив управление императорскими усадьбами, Андрей Тимофеевич поселился в своей родовой усадьбе Дворяниново. Здесь все продумано им было до мелочей для удобства пребывания. Например, хозяин нарочно приказал посадить ягодные кусты рядом со скамейками: и посидеть отдохнуть приятно, и ягодой полакомиться полезно. Имелся на территории усадьбы грот, который ученый оборудовал перископом, дабы можно было любоваться местным парком.

В таком райском месте и прожил Болотов последние годы своей долгой и плодотворной жизни. Он скончался за два дня до своего 95-летия в 1833 году.

Увы, усадьба после смерти хозяина совсем недолго принадлежала роду Болотовых. В начале 20 в. на ее территории был организован Спасо-Казанский женский монастырь, который в 1917 году советская власть упразднила, а главный усадебный дом был сожжен.
Восстановлением усадьбы Болотова, чтобы преобразовать ее в музей, занялись в 1988 году по рисункам самого Андрея Тимофеевича Болотова. Да, он ко всему прочему, был еще и художником-любителем.
P.S. Здесь можно посмотреть усадьбу Болотова А. Т.

Болотов Андрей Тимофеевич (1738-1833), Дворяниново

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский Н. Г.
Чернышевский Н. Г.
1. Чем знаменит Чернышевский Николай Гаврилович?

В отечественной и мировой истории Чернышевский известен как автор романа «Что делать?». Однако помимо литературного вклада свое призвание он нашел также, и, возможно, прежде всего, в области философии, литературной критики и в публицистике.
Чернышевский в середине 19 в. — идейный вдохновитель революционно настроенных умов России. Более того, Николай Гаврилович был один из первых в России, кто настаивал на скорейшем решении «женского вопроса». Он активно добивался предоставления женщинам свобод наряду с мужчинами. Другими словами, Чернышевский — идеолог отечественного феминизма.

2. Место и год рождения. Происхождение

Родился Николай Чернышевский 24 июля 1828 года в Саратове.
Отец его, Гавриил Иванович, происходил из крепостных, но на момент рождения сына Николая уже был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова. Интересно, что фамилия Чернышевский была дана роду Гавриилы Ивановича по наименованию селу Чернышева Чембарского уезда (Пенза), в котором в качестве крепостного когда-то он и проживал.

2. Образование
Чернышевский Николай

Поначалу образованием Николая Гавриловича занимался отец. В возрасте 14 лет его перепоручили гувернеру-французу, который (есть мнение) оказал существенное влияние на мировоззрение юноши.
Будучи ребенком, Чернышевский отличался от остальных детей тем, что, как говорится, буквально поглощал книги, попадавшиеся ему в руки (имея при этом сильную близорукость), за что получил оригинальное прозвище — «Библиофаг».

В 1843 году Чернышевский поступает в Саратовскую Духовную семинарию. Проучившись там три года, он поступил в Петербургский университет, выбрав историко-филологическое отделение философского факультета.
В 1850 году Чернышевский получил степень кандидата (последняя ученая степень по авторитетности после доктора и магистра) и отбыл в Саратов, где был принят на должность преподавателя в местную гимназию. Будучи на тот момент уже революционно настроенным молодым человеком и имея по долгу службы собственную аудиторию, Чернышевский тогда не преминул воспользоваться возможностью поделиться со своими подопечными радикальными для того времени идеями.

3. Формирование мировоззрения

В период обучения в университете Чернышевский увлекся чтением трудов античных философов и мыслителей французского и английского материализма XVII—XVIII в.в., работами Гегеля, Ньютона, Лапласа, Фейербаха, что оказало большое влияние на формирование его политических взглядов.
Из отечественных интеллектуалов Чернышевскому по духу были близки Белинский В. Г., Герцен А. и Введенский И. И. Чтение серьезных книг не прошло для него бесследно, вскоре Николай Гаврилович и сам взялся за перо.

4. «Современник». Публицистика
Чернышевский Николай Григорьевич

Впервые Чернышевский заявил о себе небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» в 1853 году. Спустя год он стал сотрудничать с общественно-политическим журналом «Современник», причем здесь он выступал также и как руководитель издания наряду с Некрасовым Н., а позже и Добролюбовым Н.

В 1855 году 10 мая состоялась защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Это событие стало знаковым. Аудитория вняла его резкой критике эстетики идеалистов. Однако новаторский подход к теме оценили не все: ученую степень Николай Гаврилович получил не сразу, а лишь тремя годами позже своего громкого выступления.

В 1860 году Чернышевский пишет работу «Антропологический принцип в философии», после обнародования которой удостоился чести стать лидером в стане русской материалистической философии 19 в.

Начиная с 1858 года «Современник» под началом Чернышевского взял курс в сторону революционно-демократического направления общественной мысли в России, что послужило впоследствии причиной конфликта в редакции — либеральной ее части радикальный уклон оказался не по нраву. В мае 1862 года «сверху» было приказано прекратить работу над издательством журнала сроком на восемь месяцев, а уже 7 июля его главный идейный вдохновитель Чернышевский Николай Гаврилович был арестован.

5. Арест. «Что делать?». Ссылка
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Чернышевский обвинялся в составлении и попытки распространения листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», целью которой было насаждение революционных настроений в обществе. Начиная с 1858 года Николай Гаврилович демонстрировал активную позицию относительно готовящейся правительством аграрной реформы, выступив ее противником. Крестьянская реформа, по мнению Чернышевского, нисколько не отвечала интересам простого народа, но при этом ее принятие попросту приглушило бы уже зародившиеся революционные настроения в обществе.

С 1861 года Чернышевский главный ориентир в идейном плане для участников революционного кружка «Земля и воля», при этом сам он не имел прямого отношения к этому тайному обществу и в состав его не входил. С этого же года за Чернышевским установлена тайная слежка, как за «врагом Российской Империи номер один».

После ареста Чернышевского поместили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Полтора года шло следствие по делу Чернышевского. Все это время Николай Гаврилович отстаивал свою невиновность, однажды даже устроил голодовку, продлившуюся девять дней.
Меж тем, Чернышевский в новых для себя условиях продолжал вести интеллектуальную работу, оставляя записи на листах, коих насчиталось впоследствии около двухсот. Ну, и знаковым моментом этого непростого периода является написание Чернышевским романа «Что делать?», который увидел свет в 1863 году, будучи напечатанным в журнале «Современник».

В это время Чернышевский был очень популярен в прогрессивном обществе. Его роман «Что делать?», казалось, дал людям, желающим изменить существующие порядки, руководство к действию. Подробно о значении и влиянии можно найти в мемуарах Е. Н. Водовозовой.

В феврале 1864 года Чернышевскому был оглашен приговор, согласно которому он приговаривался к 14 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. В мае того же года на Мытнинской площади (С.-Петербург) над революционером была проведена гражданская казнь, означающая лишение осужденного всех прав состояния.
В начале июля Чернышевский прибыл в Иркутск, где был распределен для работ на Усольский солеваренный завод. Пробыл он здесь недолго. Сменив несколько пунктов отбывания наказания, в 1867 году Чернышевского доставили в Акатуйскую тюрьму.

В период каторжных работ Чернышевский написал два романа: «Старина» и «Пролог». Обе рукописи были доставлены из места заключения доверенному лицу Чернышевского в Петербург, но напечатаны не были. Произведения опального писателя и философа «ходили» среди его сторонников, однако официально появились в печати в 1905 году.

6. Личная жизнь
Ольга и Николай Чернышевские
Ольга и Николай Чернышевские

Николай Гаврилович был женат на Васильевой Ольге Сократовне, с которой познакомился в 1853 году в бытность свою преподавателем в саратовской гимназии. В браке у них родилось трое сыновей. Посторонним отношения между супругами казались весьма странными. Ольга Сократовна была дамой обворожительной, цыганских кровей, легко и охотно пленяла мужчин. К слову, не устоял от ее чар и Добролюбов. Однако Николай Григорьевич считал, что женщина вольна определяться как поступать и с кем ей быть, при том что любил супругу страстно.

7. Когда Чернышевский умер

В 1871 году закончился срок присужденных Чернышевскому каторжных работ, после чего его под конвоем переправили в Вилюйск. В европейскую часть России ему было позволено вернуться было лишь в 1883 году. В 1889 году, после пяти лет жизни в Астрахани, Чернышевский добился разрешения поселиться в Саратове, куда и прибыл в июне того же года. Однако на родине довелось ему пожить совсем недолго. 11 октябре 1889 года Николай Гаврилович заболел малярией и спустя несколько дней скончался.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889), Саратов

Замятин Евгений (1884-1937), Лебедянь-Париж

Замятин Евгений
1. Место и год рождения. Происхождение

Замятин Евгений родился 1 февраля 1884 года в городке Лебедянь Тамбовской губернии («в самом черноземном нутре России», ныне Липецкая обл.) в семье православного священника Ивана Дмитриевича Замятина.
Мать Евгения, Мария Александровна, урожденная Платонова, происходила из семьи священника А. И. Платонова и была женщиной по тем меркам весьма образованной. Способная к музыке, она слыла отличной пианисткой, благодаря чему Евгений («вырос под роялем») также хорошо играл на рояле и значился как большой ценитель классической музыки.
В семье Замятиных помимо Евгения была младшая сестра Александра, теплые отношения между ними сохранялись всю жизнь.

Замятин с семьей, сестра
С семьей, 1904 год
2. Образование

С 1893 по 1896 гг. Замятин учился в Лебедянской прогимназии. Затем он перешел в Воронежскую гимназию, образование в которой завершилось в 1902 году и отметилось получением золотой медали за учебные успехи (в последствии Замятин заложит ее в Петербургский ломбард за 25 рублей, но так и не выкупит).

Лебедянь, нач. 20 в.
Лебедянь, нач. 20 в.

По воспоминаниям самого писателя, в обучении легче всего ему давались сочинения, и, напротив, сложнее всего обстояли дела с математикой. Этот факт и стал решающим для юного Евгения Замятина при выборе дальнейшего направления в образовании. Он поступил («из упрямства») на кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума, где математика, соответственно, являлась доминирующей дисциплиной.

Студенческие годы Замятина пришлись на революционные события в России. Участие в митингах и демонстрациях, пением Марсельезы, вступление в ряды РСДРП — все это было в жизни будущего писателя. Осенью 1905 года он активный большевистский агитатор среди рабочих масс, и первую русскую революцию встретил с восторгом: «Революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное — как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить. Да ведь это почти счастье!» Правда, спустя годы, когда эмоции поутихнут и придет время переосмысления произошедшего, Замятин будет более сдержанно высказываться по поводу радикальных событий тех лет.

В 1908 году Замятин оканчивает институт, где он получает должность морского инженера, и остается на кафедре корабельной архитектуры в качестве преподавателя. И все это при том, что в Петербурге его нахождение являлось незаконным из-за ареста как бунтовщика и дальнейшей ссылки в родную Лебедянь, в коей он не пожелал остаться.

3. Литературный дебют/основные произведения

В том же 1908 году Замятин пишет свой первый рассказ «Один», который был опубликован в журнале «Образование». Тогда дебют молодого писателя никакого особого внимания к себе не привлек, однако о нем вспомнят и оценят спустя время.

Замятин Евгений. худ. Кустодиев Б.
Замятин Евгений. худ. Кустодиев Б.

В 1911 году Замятин снова арестован и сослан в Лахту. Два года продлилась эта ссылка и не безрезультатно. Одиночество подтолкнуло Замятина взяться за перо и бумагу, результат — повесть «Уездное», открывшая ему впоследствии двери в мир русской литературы.

Накануне Первой мировой войны (1914 г.) Замятин пишет «На куличках» — повесть сатирического характера о сомнительной боеспособности царской армии. Власти произведение пришлось не по вкусу, за что автор был привлечен к суду, и в последствии отправлен в Кемь. Критики же нашли повесть достойной внимания.

В 1916 году вчерашний ссыльный Замятин, будучи, прежде всего, опытным инженером, был направлен в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал он и в Лондоне. Время командировки в литературном плане также даром не прошло. В этот период были написаны повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921). Здесь же было положено начало повести «Север» (завершена и опубликована в 1922 году). В Россию Замятин вернулся перед самой Октябрьской революцией

Следующие десять лет в творческом плане были для Замятина весьма благополучными. Он заседал в президиуме Всероссийского союза писателей, работал во «Всемирной литературе», ему благоволил М. Горький. В обществе Замятин воспринимался как «близкий попутчик», хотя и критиковал большевиков за политику в период Гражданской войны, а в марте 1919 года был даже арестован за участие в волнениях рабочих на петроградских заводах.

Замятин Евгений, биография

В 1920 году Евгений Замятин завершил написание романа «Мы», положивший начало такому жанру как антиутопия (Оруэлл, Хаксли — последователи Замятина). Роман этот, с одной стороны, отсылает к теме большевиков и их политике, с другой, исследует тему технического прогресса (в следствие впечатлений от «машинизированной» Англии), его негативного влияния на жизнь человечества.

Роман «Мы» на русском языке впервые увидел свет в Нью-Йорке в 1952 году. В России читатели смогли его прочесть только в 1988 году в журнале «Знамя».

В 1922 году Е. Замятин пишет книгу «Герберт Уэллс», в которой делится мыслями, как о личности фантаста, так и о роли научной фантастики в литературе.

После антиутопии Замятин не написал что-либо более значимого, подвергнувшись травле, а, дабы не испытывать судьбу,в 1931 г. письменно обратился к И. Сталину с просьбой позволить ему эмигрировать и при случае «вернуться назад, как только у нас станет возможным служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям».

В Париже русский писатель не остался без дел. Он пишет статьи о состоянии русской литературы, а также готовит сценарий к пьесе М. Горького «На дне» — фильм по сценарию Замятина имел большой успех у публики.

4. Личная жизнь

В 1906 году Замятин встречает Людмилу Николаевну Усову, студентку медицинских курсов. В итоге, молодые люди поженились, и все ненастья жизненные переносили вместе.

Евгений Замятин умер в 1937 году в возрасте 53 лет от сердечного приступа. Людмила Николаевна пережила его несколько десятилетий, сумев сохранить творческое наследие своего супруга.

Евгений Замятин с супругой
Евгений Замятин с супругой
Замятин Евгений (1884-1937), Лебедянь-Париж

Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905), Даниловка-Кисловодск

Мордовцев Д.Л.
1. Происхождение

Родился Мордовцев Даниил Лукич 7(19) декабря 1830 года в слободе Даниловка области Войска Донского в семье, принадлежавшей к старинному казачьему роду. Отец писателя «был хохол старого закала, начетник, любитель древней письменности и обладатель обширной старинной библиотеки» довольно рано умер. Мать осталась одна с пятью детьми. Однако и она прожила недолго.
2. Образование

Первое образование Даниил Лукич получил в четырехклассном окружном училище станицы Усть-Медведицкой, затем продолжил учебу в Саратовской губернской гимназии, которую окончил на отлично.

Первоначально Мордовцев поступил на историко-филологический факультет Казанского университета (1850), но спустя год, поддавшись уговорам ученого-слависта Срезневского И. И., перевелся на словесное отделение Петербургского университета.

В 1854 году Мордовцев заканчивает курс обучения в университете и получает степень кандидата, после чего возвращается в Саратов.

3. Костомаров

В Саратове Мордовцев сближается с Николаем Ивановичем Костомаровым, находящимся там в ссылке за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе и выступавший с идеями христианского социализма. Историк оказал большое влияние на Даниила Лукича. И чтобы показать, в каком ключе было это влияние, приведем цитату Костомарова: «Помимо нашей воли стал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций… Во всех частях федерации предполагались одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер, монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в каком бы то ни было виде, единая центральная власть, заведующая сношениями всего союза, войском и флотом, но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и народному образованию».

Костомаров Н. И.
Костомаров Н. И.

Совместными усилиями Мордовцев и Костомаров продвигали идею подробного изучения жизни народа, его быта и уклада, индивидуальные черты культурной и исторической стороны отдельных регионов всей России. Предполагалось эту региональную самобытность не просто определить, но и поддержать дальнейшее ее развитие. Результатом этих действий двух увлеченных людей стало развитие краеведения на местах, оживление культурной жизни в провинциальных городах.

4. Творчество

Первым литературным произведением Мордовцева стала поэма «Казаки и море». Опубликована она была в 1859 году в «Малороссийском литературном сборнике», изданный им совместно с Костомаровым. Затем Мордовцев пишет исторический рассказ «Медведицкий бурлак», историческую монографию «Самозванец Богомолов».

В 1860-70-е годы выходят обширные исторические исследования Мордовцева Даниила Лукича, посвященные народным движениям: «Пугачевщина» (1866), «Самозванцы и понизовая вольница» (1867), «Гайдаматчина» (1870), «Политические движения русского народа» (1871), «Русские исторические женщины допетровской Руси» (1874), «Русские женщины нового времени» (1874), «Исторические пропилеи» (1889), «Накануне воли» (1889).

Далее Мордовцев написал обширный труд «Десятилетие русского земства». О своей громадной работе Даниил Лукич потом скажет: «Полагаем, что этим скромным делом мы все-таки положили первый камень под великое здание будущей истории русского народа».

Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905), Даниловка-Кисловодск

Мордовцев написал также ряд крупных статей: «Современные экономическое положение Поволжья», «Действительно ли мы богаты?», «Печать в провинции», «Железное дело в России и на Западе», «Деятельность земства и его литература».

Мордовцев одним из первых обратил внимание на правомерность существования религии староверов. В 1876 году выходит первое историческое художественное произведение — роман «Идеалисты и реалисты». Далее последовали: «Великий раскол» (1878), «Лжедмитрий» (1879), «Двенадцатый год» (1880), «Царь и гетман» (1880), «Мамаево побоище» (1881), «Господин Великий Новгород» (1882), «Сагайдачный» (1882), «Авантюристы» (1886), «За чьи грехи?» (1891), «Железом и кровью»(1896), «Державный плотник»(1899).

5. Личная жизнь
Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева.
Анна Никаноровна Пасхалова-Мордовцева.

Вернувшись в 1854 после окончания университета в Саратов, Мордовцев женился на Анне Никаноровне Пасхаловой. Для женщины это был второй брак, у нее уже имелись дети, однако это не стало помехой для их союза.

В 1885 г. супруга скончалась, после этого писатель переехал в Ростов-на-Дону к брату. Он много путешествует. Однажды в очередной поездке Мордовцев серьезно простудился и заболел. Это, можно сказать, стало точкой отсчета его последних дней. Воспаление легких так и не поддалось лечению, и 10 (23) июня 1905 года писатель умер, находясь в тот момент в Кисловодске.

Похоронили Мордовцева подле родителей на Новосёловском кладбище Ростова-на-Дону. Сегодня памятник с его могилы находится на Братском кладбище Ростова-на-Дону, сама могила писателя была уничтожена.

Мордовцев Даниил Лукич (1830-1905), Даниловка-Кисловодск

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), Переяславль-Москва

Херасков М. М.
Херасков М. М.
1. Год и место рождения. Происхождение

Херасков Михаил Матвеевич родился 5 ноября 1733 года в г. Переяславль, где отец его (Матей Хереску, знатный молдаванин) получил поместье после Прутского похода в 1711 году. Мать происходила из рода Друцких-Соколинских.

В общем и целом, Михаил Матвеевич принадлежал к высшему кругу аристократии. После смерти главы семейства мать будущего литератора вторично вышла замуж за князя Трубецкого Н. Ю., и Херасковы перебрались в Изюм, где отбывал на тот момент службу Никита Юрьевич. После назначения отчима на новую должность в Петербурге, Херасков вместе с семьей перебрался в столицу.

2. Образование

До 10 лет Михаил обучался дома. Арифметика, геометрия, иностранные языки, география — основной набор предметов для начального образования того времени. В 1743 году отчим зачисляет его в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, в котором основных предметов, серьезное внимание уделялось культурной жизни подростков. Так, в заведении учащиеся организовывали постановки спектаклей и собирались в литературные кружки.

3. Карьера

В 1751 году Михаил Херасков был выпущен из кадетского корпуса в Ингерманландский полк в чине подпоручика, и, пробыв офицером четыре года, перешел в статскую службу. В 1756 году в Московском университете он получил должность асессора (другими словами, вел контроль за студентами), а также возглавил студенческую библиотеку и стал руководителем университетского театра.

Более того, в 1757 году под попечительство Хераскова перешла типография Московского университета, а позже и Московская синодальная типография. В университетской типографии он организовал ряд печатных изданий («Полезное увеселение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение»), став центром притяжения для пишущей студенческой молодежи.

Кроме типографии и театра, Михаил Матвеевич был ответственен за минералогический кабинет, начальствовал над русскими актерами в Москве и отвечал за контракты с итальянскими певцами.

В 1761 году Хераскова назначили исполняющим обязанности директора университета. Важным достижением его в этой должности стала организация в 1768 году лекций на русском языке. Добиться этого было непросто, т.к. европейские профессора навязали Московскому университету преподавание исключительно на латинском языке.

Херасков, находясь в серьезной оппозиции с рядом влиятельных лиц, тем не менее обратился с языковым вопросом напрямую к Екатерине II. Ситуация разворачивалась в период путешествия Императрицы по Волге в 1767 году, в котором Михаил Матвеевич также принял участие в состав ее свиты. Спустя время вопрос был решен в пользу использования отечественного языка.

В мае 1770 года (37 лет) Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии (организация, которая занималась руководством горнорудной промышленности России) в чине статского советника. Спустя четыре года Михаил Матвеевич подал в отставку. Есть предположение, что отставка не была инициативой самого Хераскова, а будто бы он попал в опалу из-за своего серьезного увлечения масонством, к которому примкнул в 1773 году, т.к. уход с должности не сопроводился в его случае положенной пенсией.

После отставки Михаил Херасков участвовал в издательстве первого в России философского журнала «Утренний свет» под руководством Н. Новикова. С Новиковым Херасков продолжит тесное сотрудничество в 1778 году после восстановления своего до опального положения. Став куратором Московского университета, он распорядится передать Новикову типографию сроком на 10 лет, в результате чего последний начнет активно развивать свою издательскую деятельность, что, в свою очередь, положительным образом скажется на увеличении читаемости российского населения.

В 1783 году Херасков стал членом Российской академии, а в 1786 году был награждён орденом св. Владимира 2-й степени.

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807), Переяславль-Москва
Херасков М. М. в зрелые годы.

Однако несмотря на негативное прошлое, связанное с масонской деятельностью, Херасков ложи не оставил, за что впоследствии снова попал в ситуацию, которая грозила ему новыми серьезными неприятностями. Обвиняемый в проведении у себя в поместье тайных масонских ритуалов, Михаил Матвеевич только благодаря заступничеству влиятельных знакомых перед Екатериной смог удержаться на посту куратора университета. Тем не менее после ареста в 1792 году Н. Новикова положение Хераскова пошатнулось, и заниматься университетскими делами ему было запрещено. Положение его изменится только с приходом Павла I.

В ноябре 1802 уже при Александре I Михаил Матвеевич Херасков был уволен со службы с пенсионом «по прошению и за старостию». В почтенном возрасте литератор получил чин действительного тайного советника.

4. Литературная деятельность

В литературе дебютировал Херасков в 1758 году пьесой «Венецианская монахиня», а в 1761 году поставил комедию в стихах Безбожник и написал оду, посвященную Е. Р. Дашковой.

В январе 1762 Михаил Матвеевич написал оду на восшествие на престол Петра III, в июле – на восшествие Екатерины II. В дальнейшем Херасков ежегодно посвящал Императрице новое стихотворение, также им же были написаны стихи к ее коронации 1763 году.

В 1778 году Херасков закончил эпическую поэму «Россиада». Над этим объемным произведением автор работал на протяжении восьми лет. Поэма была представлена Императрице и пришлась ей по душе. Херасков таким образом освободился от опалы, получил приличную денежную премию и был назначен куратором Московского университета.

Пришедшему на смену Екатерине Павлу Херасков посвятил поэму «Царь, или спасённый Новгород». Александра I он также приветствовал на троне величественными одами.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Последние годы он продолжал писать, сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Патриот» и «Друг просвещения».

5. Личная жизнь

В 1760 году (27 лет) Херасков женился на Елизавете Васильевне Нероновой. Женщина также писала стихи и полностью разделяла масонские взгляды супруга. Дом их со временем стал признанным центром литературной Москвы.

Детей у пары не было, но они взяли на воспитание Анну Карамышеву, чьи мемуары были найдены в бумагах И. Е. Великопольского в селе Чукавине, Старицкого уезда Тверской губернии, его дочерью Н. И. Чаплиной. Помимо описания быта дворянской семьи, Карамышева дает некоторые сведения и о М. М. Хераскове.

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), Москва-Санкт-Петербург

Фонвизин Денис Иваанович
Фонвизин Д. И.
1. Дата и место рождения. Происхождение

Родился Фонвизин Денис Иванович в Москве 3 апреля (ст. ст) 1745 года в семье, род которой по отцовской линии происходил от ливонского барона Берндта-Вольдемара фон Виссина, попавшего в плен при Иване Грозном и оставшегося в Москве. Со временем заморская фамилия приобрела более русское звучание.

Глава семейства Фонвизиных, Андрей Иванович, служил в Ревизион-коллегии, отличался порядочностью и начитанностью. Мать литератора происходила из рода Дмитриевых-Мамоновых. Вместе с Денисом Ивановичем в семье родилось восемь детей.
2. Образование

С четырех лет Дениса Ивановича стали обучать грамоте и иностранным языкам. В возрасте 10 лет его вместе с братом Павлом (в будущем ставшим сенатором) зачислили в гимназию при Московском университете. Здесь оба брата Фонвизины проявили свои превосходные умственные способности. И уже через четыре года (в 1759 году) Денис Иванович стал студентом философского факультета. В гимназический период будущий литератор состоял в труппе любительского театра Хераскова М., чуть позже играл на профессиональной сцене в Публичном театре.

В 1760-м году Денис Иванович вместе с братом прибыли в Санкт-Петербург, здесь он впервые увидел театральное представление — постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

3. Литературная деятельность

В 1760 году Фонвизин дебютировал с переводом нравоучительной повести «Правосудный Юпитер» в журнале «Полезное Увеселение», издававшийся под руководством М. Хераскова. Следом молодому человеку поступило предложение от книгопродавца Вевера перевести с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга, что тот и исполнил. Опубликована работа Фонвизина была в 1761 году.
В 1762 году Денис Иванович все еще занимается переводами: сотрудничает со своим педагогом, проф. Рейхелем, и делает переводы пяти статей для его научно-популярного журнала «Собрание лучших сочинений». Фонвизин занимается переводом «Метаморфоз» Овидия, переложил на русский 1 том обширного политико-нравоучительного романа французского писателя Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.). Перевел также стихами трагедию Вольтера «Альзира». А в 1769 году — повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», известная у нас более как «Корион».
Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), Москва-Санкт-Петербург

Однако не только переводами в этот период занимается Фонвизин. Исследователи творчества писателя предполагают, что в 1760-х годах им была написана пьеса сатирического характера, которую принято называть «ранним „Недорослем“». Опубликована она была лишь в 1933 году, в ней угадываются прообразы героев известного нам «Недоросля».

Первой дебютной работой Фонвизина стала ода «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Далее, в 1764 году им была написана пьеса-комедия «Корион», а в период 1766-1769 гг. была написана комедия «Бригадир» (опубликована в 1786 г), своим появлением заложившая основу такому жанру в нашей литературе, как комедия нравов (до этого писатели обращались, в основном, к жанру комедии характеров).

Обнародованная комедия Фонвизина имела оглушительный успех. Достаточно сказать, что автор «Бригадира» был приглашен в Петергоф для прочтения самой императрице. Визиты ко двору продолжились, и в скором времени Фонвизин довелось познакомиться с воспитателем Павла I Петровича, а также по совместительству главой русской внешней политики при Екатерине II (первая половина ее правления) — Н. И. Паниным.

Конец 1782 — начало 1783 гг. — время создания «Рассуждения о непременных государственных законах», считающееся одним из лучших публицистических произведений. По факту, предназначалось оно для Павла I Петровича, будущего императора России. В «Рассуждении» Фонвизин говорит о «пределах умеренности» крепостного права во избежание новой пугачевщины.

В 1883 году была опубликована комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Как и «Бригадир» в свое время, «Недоросль» принесла автору славу.

4. Государственная служба
Фонвизин Д. И.

В 1762 году Денис Иванович Фонвизин подал прошение об отставке от службы из лейб-гвардейского Семеновского полка, куда его записали родители, согласно бытовавшей тогда традиции. Он оставил университет и поступил в Коллегию иностранных дел, где служил переводчиком. Занятия Фонвизина литературной деятельностью не остались без внимания влиятельного окружения, и уже в 1763 году его назначают состоять при кабинет-министре И. П. Елагине (директор Императорских театров России с 1766 по 1779, приближенный Екатерины II, родоначальник первобытного славянофильства).
5. Панин Никита Иванович

Сойдясь первоначально по интересам с Н. И. Паниным, Фонвизин в 1769 году перешёл к нему на службу, сделавшись сначала его секретарем, а затем и одним из самых близких доверенных ему лиц. Общение с людьми из политической среды, дало Фонвизину знание закулисных игр, дипломатии, интриг.

Итогом взаимодействия литератора с Паниным стало «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей», составленное Фонвизиным под руководством Панина, незадолго до его кончины. «Рассуждение» носит остро негативную оценку деятельности Екатерины II, требует конституционные преобразования, а иначе предвещает госпереворот.

6. Личная жизнь. Заграница. Смерть

В сентябре 1774 года, в возрасте 29 лет, Денис Иванович фонвизин женился. Избранницей стала Екатерина Хлопова, вдова, дочь богатого купца Роговикова. Брак значительно улучшил материальное литератора.

Спустя три года (1777) чета Фонвизиных отправилась за границу с целью поправить пошатнувшееся здоровье супруги. Примечательны письма Фонвизина родным и близким из Европы, в которых он дает характеристику общественно-социальной обстановке европейских государств.

Фонвизин умер в декабре 1792 года в возрасте 48 лет после длительной болезни: после второго апоплексического удара мужчина почти полностью потерял подвижность, но благодаря стараниям жены продолжал работать. Похоронен литератор Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Фонвизин Денис Иванович (1745-1792), Москва-Санкт-Петербург

Остапенко Григорий Степанович (1922-2008). Марки-Воронеж

Остапенко Григорий Степанович

Остапенко Григорий Степанович — профессор, доктор технических наук, академик Российской академии естественных наук, Член Союза военных писателей «Воинское содружество», поэт. Написал более 300 научных работ в области информатизации, включая четыре монографии и один учебник для высших учебных заведений, разработал 30 изобретений.

Выпустил 12 поэтических сборников: «Годы грозовые», «Города», «Дороги и жизнь земная», «зеленым летом», «Лирика», «Месяцы», «Моя Россия», «Родина», «Осень золотая», «Отечество». «Слава великой Победе», «Цвета сезонов», а также брошюр «Беседа в парке», «Малая родина Каменка», «Маршал Победы», «Раздумье о родине»

Остапенко Г. С.
Остапенко Г. в центре

Из воспоминаний о детстве:
– Братья с малых лет брали меня с собой в поле на покос сена, на уборку хлебов и другие работы. Благодаря этому из детства у меня осталось много впечатлений о Доне, пугливых перепелах в густой и высокой траве и других красотах придонского края. Но особой песней по сей день звучит трель соловьев до зари, когда так буйно и одурманивающе сладко цвели сады – об этом можно написать не один рассказ…

О войне:
– Солдату очень сложно выстроить последовательно события войны, в памяти все не в хронологическом порядке, а в лично пережитом. Эпизоды, которые ты видел своими глазами, в которых принимал участие, сливаются с крупными операциями воедино… – у каждого война, получается, своя.

Остапенко Г. С.

– В первые же дни войны мы со старшим братом вернулись в Марки. Я отправился в Евдаковский райвоенкомат с заявлением о добровольном призыве в армию. Там было столько народу! И почти все со значками ГТО – «готов к труду и обороне».

Остапенко Г. С.

– Я был направлен в авиационный полк, которым командовала известная летчица Вера Ломако. От нас требовалось обеспечить радиосвязью самолеты ПО-2. С помощью имеющихся в нашем расположении радиостанций РБС трудно установить связь на земле, особенно в окопах, поскольку для их метровых волн деревья и кусты создавали непреодолимые радиотени. А связь «воздух-земля», как нам казалось, решала эту проблему.

– В составе 32 полка связи, обслуживающего штаб 2-го Белорусского фронта под командованием К.К. Рокоссовского, мы продвигались в направлении Эльбы. А 8 мая в 11 утра радист, знавший английский язык, сообщил нам, что все радиостанции союзников передают сообщения о безоговорочной капитуляции Германии. Но наша главная радиостанция не подтверждала эту информацию в течение всего дня. И только в два часа ночи 9 мая Москва сказала: «Войне – конец!» Самые счастливые и неповторимые минуты!

Остапенко Г. С.
Остапенко Г. С.

Стихотворения
Остапенко Г. С.

Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

Владимир Маяковский
1. Владимир Маяковский. Год и место рождения поэта

Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в Грузии (на тот момент являлась частью Российской империи), в селе Багдати. Мать его, урожденная Александра Алексеевна Павленко, родом из Кубани. Отец, Владимир Константинович, из казаков, служил лесничим в Эриванской губернии. Кроме Владимира в семье было две дочери Людмила и Ольга. Двое мальчиков в семье Маяковских умерли в детстве.
Владимир Маяковский с семьей
Владимир Маяковский с семьей

В 1906 году скоропостижно скончался отец семейства, причем от банального укола пальца обычной иголкой и последующем за этим заражением крови. На Владимира это произвело неизгладимое впечатление, всю жизнь он будет избегать использовать иголки и булавки.
2. Образование и революция

Первым обучающим заведением Маяковского стала гимназия в Кутаиси, где он обучался с 1902 года. Проживая среди грузин, он с детства хорошо знал грузинский язык, и позже даже называл себя «грузином».
Когда в 1905 году революция докатилась до Кавказа, 12-летний Маяковский принимал активное участие в митингах и демонстрациях, поддерживая революционные идеи. В 1906 году после смерти отца Александра Алексеевна вместе с детьми переехали в Москву. Два года Владимир посещал 5-ю классическую гимназию. В 1908 он был исключен из 5-го класса за неимением средств оплатить обучение.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

Еще во время обучения в гимназии Маяковский впервые написал «невероятно революционное» стихотворение, которое было опубликовано в подпольной школьном журнале. Идеи революционеров его переполняли: он работал в подпольной типографии, вступил в партию большевиков. Юный Маяковский был дважды арестован, но каждый раз ему сходило все с рук. Однако, в третий раз не повезло: он провел в Бутырской тюрьме 11 месяцев. Времени было предостаточно, и Владимир принялся там писать стихи и читать книги.
Можно сказать, заключение с сопутствующим ему самообразованием и размышлениями вывели Маяковского на новый уровень. Ему захотелось кардинально поменять эстетику классического искусства на новое. Вдохновившись, Маяковский еще в тюрьме решил стать художником. Освободившись, он принялся готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году он стал студентом.
3. Путь к популярности. Поэзия и драма

Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества Маяковский познакомился с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых и примкнул к кубофутуристам. Он начинает снова писать стихи, и первое же стихотворение Маяковского «Ночь» (1912) было опубликовано в сборнике футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва
1912 год. Москва. Группа футуристов. Сидят В. В. Хлебников, Г. Л. Кузьмин, С. Д. Долинский. Стоят Н. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский

В 1912 году 30 ноября Владимир Маяковский впервые публично выступил в артистическом кафе «Бродячая собака». Вместе с футуристами молодой поэт пропагандировал новое искусство, за что был отчислен из училища. В 1913 году футуристы отправились в турне по российским городам, устраивая в каждом выставку футуристических картин, чтение стихов и лекций.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

В 1913 году Маяковский обратился к драматургии. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее и сам же сыграл в ней главную роль. Следом поэт решил освоить кинематограф и, в результате, написал несколько сценариев, а также снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов №13».
В 1918 году состоялась премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» под руководством В. Мейерхольда.
В 1928-1929 гг. Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Поставлены они были в театре Мейерхольда. Сам поэт принимал активное участие в подготовке спектаклей, выполняя функции второго режиссера.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва
Репетиция постановки «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в ГосТиМе
(1930 год) . Всеволод Мейерхольд показывает мизансцену.

«Баня» была поставлена всего лишь несколько раз, после чего ее запретили вплоть до 1953 года. Обе пьесы были восприняты как сатиру на советский строй и бюрократию. Правительство не оставило без внимания выпады «главного советского поэта», и уже в 1930 г. отказало ему в выезде за рубеж.

Официальная критика внезапно нашла, что сатира Маяковского более, чем не уместна, т.к. ряд явлений, осмеянных поэтом в своих пьесах, это уже пережитки прошлого, например, бюрократия и чиновничий беспредел. Более того, высказывалось мнение, которое больно ранило поэта, что он всего лишь «попутчик», а не, действительно, «пролетарский писатель».
В 1930 году Маяковский решил подытожить результаты своей 20-летней творческой деятельности и подготовил выставку. Он собственноручно отбирал газетные статьи, рисунки, оформлял помещение, развешивал плакаты. Однако, несмотря на большое количество желающих посетить мероприятие, среди посетителей не оказалось никого из представителей литературных организаций. Официальной стороной также был проигнорирован факт этого своеобразного юбилея. Поэтесса Ольга Берггольц позже вспоминала:

«Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет».

Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва
Выставка 20 лет работы
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

К 1930-му году положение поэта по всем фронтам можно уверенно назвать кризисным.
4. «Левый фронт»

Еще в 1922 году Маяковский возглавил литературно-художественное объединение «Левый Фронт Искусств». Туда вошли такие писатели и художники, как: Н.Н. Асеев, В.В. Каменский, С.И. Кирсанов, А.Е. Кручёных, Б.Л. Пастернак, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин и др.

Подобно футуризму «ЛЕФовцы» отрицали традиционные принципы в искусстве, и ратовали за создание новых его форм. Несколько важных пунктов в положении «ЛЕФ»: принцип «жизнестроения», теория «социального заказа» и выдвижение на первый план «литературного факта», т.е. фантазия и вымысел при создании нового искусства должны быть забыты.


К концу 20-х годов «ЛЕФ» погряз в кризисе из-за чрезмерной регламентированности, участники зашли в тупик в своем построении нового искусства. В 1928 году Маяковский покинул объединение, но в мае 1929 года попытался организовать группу, подобную «ЛЕФу», назвав ее «Революционный фронт искусств» (РЕФ). Однако работа в объединении не заладилась, и вскоре распалось, а Маяковский вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.
5. Маяковский и Родченко первые советские рекламщики

В 1919 ряд художников и поэтов приступили к работе над серией агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». Сейчас подобное культурное направление можно было бы назвать социальной рекламой.
Маяковский работал в тандеме с Александром Родченко, художником и фотографом. На протяжении десяти лет они создали ряд вывесок, журнальных рисунков, а также рекламу для витрин и плакаты, и, в результате, сформировали концепцию советской рекламы.
С началом НЭПа государство, дабы способствовать успешному сбыту населению своих товаров, выдержав конкуренцию с иностранными и частными фирмами, подключило для этой цели всю мощь известных способов пропаганды. Реклама как таковая в России на тот момент использовалась топорно и походила больше а извещение или анонс чего-либо.

Маяковский был ответственен за лозунги и агитки, Родченко — за иллюстрацию. Поэт умело совмещал товарную и политическую агитацию. Слоганы его отличались идеологической направленностью. Текст на полотне занимает видное место, и Родченко его выигрышно оформляет при помощи типографских шрифтов, восклицательными и пр. знаками, сводя использование средств к минимуму.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва
Лиля Брик рекламирует издательство

Зачастую при оформлении рекламного плаката, на котором подразумевалось изображение простого советского человека, Родченко обращался к фотографии. Лиля Брик в красной косынке — его дело рук творения. Образ простого советского человека, рабочего, труженика, с оптимизмом и энергией строящего социализм, занимает центральное место в творчестве Родченко и Маяковского.

Необходимость рекламного и агитационного дизайнерского рисунка сошла на нет по мере свертывания НЭПа.

5. Любовь и смерть

Личная жизнь поэта Маяковского была насыщенной — отношения с Лилей Брик чего стоят. С Лилей и Осипом Бриками он познакомился еще в 1915 году, будучи 220-летним молодым человеком.
Благодаря Маяковскому Брики познакомились с советскими футуристами и другими творческими людьми, и вскоре их квартира стала неким богемным салоном. Вскоре между Лилей и Владимиром вспыхнул страстный роман, и ряд своих произведений того периода поэт посвящал возлюбленной.
С 1918 года Маяковский и Лиля с мужем сипом стали жить вместе. Странные для нас сейчас отношения в «треугольнике» Маяковский и чета Бриков, но понятные в постреволюционном обществе начала 20 в., продлились до 1925 года.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва
Маяковский и Брик

Тем не менее, отношения с Лилей не мешали Маяковскому увлекаться другими женщинами. Работая в «Окнах РОСТА» поэт познакомился с художницей Лилией ЛАвинской, впоследствии у нее родится от него сын Глеб-Никита Лавинский (1921-1986).
В 1926 году, находясь в Нью-Йорке, Маяковский знакомится с русской эмигранткой Элли Джонс (Елизаветы Зиберт). Роман был недолгим, однако спустя месяцы после отъезда поэта у женщины родилась дочь — Элен-Патрисия, которую он увидел первый и последний раз спустя два года во Франции.

Софья Шамардина, Наталья Брюхоненко, Татьяна Яковлева, с которой он познакомился в Париже и которая возвращаться в Россию, — отношения с этими женщинами также важные эпизоды в личной жизни Маяковского.
Последний роман поэта был с замужней женщиной Вероникой Полонской. Красивая актриса МХАТа, ей был 21 год на момент их знакомства, ему — 36. На дворе — 1929 год. Она отказалась уходить от мужа к такому сложному человеку, как Маяковский, переживавшему тогда, к слову, не самый легкий период в своей жизни. Он устраивал ей сцены ревности, требовал уйти от мужа. После очередной ссоры, едва Полонская вышла за дверь и удалилась, Маяковский застрелился. В предсмертной записке он обращается к «товарищу правительству» позаботиться о своей семье: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо». Поэту было всего 36 лет.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

После смерти Маяковского весь его архив перешел Лиле Брик. Долгое время ее попытки хоть что-то издать «из Маяковского» каждый раз оказывались неудачными. Тогда Лиля написала письмо тов. Сталину, и дело сдвинулось с мертвой точки.
В своей резолюции, напечатанной в газете «Правда», генсек назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи», после чего творчество поэта стало издаваться большими тиражами.
Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

Воскресенская Зоя (1907-1992), Узловая — Москва

зоя воскресенская

Зоя Воскресенская, на ее книгах выросло не одно поколение мальчишек и девчонок СССР. Все они были созданы в духе времени, характерном для советской действительности, и были необычайно популярны в свое время. В качестве дополнительного пособия по истории они интересны и сегодня.

Но это только одна сторона жизни Зои Ивановны. Большую часть жизни она занималась отнюдь не размеренной писательской деятельностью, а являлась агентом внешней разведки СССР.

1. Год и место рождения
зоя воскресенская_казутина

Родилась Зоя Воскресенская 28 апреля 1907 года в  семье помощника железнодорожной станции Узловая, что в Тульской области. После смерти мужа мама Зои Ивановны вместе с тремя детьми перебралась в Смоленск. Там-то жизнь 13-летней девочки пошла по совсем новому, взрослому, пути.

2. ВЧК, колония, разведка

Однажды Зоя встретила человека, когда-то знавшего ее отца. Он проникся материальными проблемами семьи Воскресенских, и предложил Зое поработать библиотекарем в 42 батальоне войск ВЧК, где сам и служил. Так, Зоя стала «чекисткой».

Библиотечная работа в 1923 году сменилась на воспитательную в колонии для малолетних преступников. Работа сложная, требует стального характера, а он у Зои Воскресенской, несомненно, был.

Как бы то ни было, но молодость берет свое. В 1925 году Зоя вышла замуж за Вл. Казутина, комсомольского активиста. По долгу службы супруга перенаправили в Москву. Вслед за мужем в столицу последовала и жена. Их брак не был долгим, даже несмотря на рождение сына Володи. О причинах развода Зоя Ивановна никогда не говорила, но можно предположить, что Владимиру оказалась не по душе увлеченность жены новой работой, связанной с разведкой. Зоя из библиотекарей ОГПУ, куда устроилась в 1928 году, в 1929 году перешла в сотрудники Иностранного отдела ОГПУ внешней разведки.

3. Заграница
Воскресенская Зоя, разведчица,

В 1930 году Зоя отправляется в первую зарубежную командировку в Китай. Там она официально работала машинисткой при советских представительствах. Проработав в Китае два года, Зоя отправляется на новой задание в Ригу. По заданию ей предстояло перевоплотиться в светскую даму, баронессу, с элегантными манерами.

После Риги последовали Вена, Берлин. Суть нового задания сводилась к тому, что Зое предстояло поехать в Швейцарию и там завязать отношения с генералом из генерального штаба Швейцарской армии. Получить с его помощью доступ к информации о военных планах Германии относительно Швейцарии и Франции.

Зоя Ивановна узнав, что «стать любовницей» есть пункт задания, который не отменить, согласилась, но при этом сказала, что выполнив задание, приедет домой и застрелится. Руководство слишком хорошо относилось и уважало талантливую сотрудницу, чтобы желать ее преждевременной смерти. После этого разговора поездку в Швейцарию заменили на Финляндию, где Зое Ивановне предстояло заняться разведкой под прикрытием.

4. Рыбкин Борис Аркадьевич

В 1935 году в Воскресенская прибыла в Хельсинки из Москвы, как новый руководитель представительства «Интуриста». На самом деле, Зоя Ивановна являлась заместителем резидента советской разведки в Финляндии. Примерно в это же время в Хельсинки прибыл советский консул по фамилии Ярцев. За этой фамилией скрывался Борис Аркадьевич Рыбкин, новый резидент разведки в Финляндии.

зоя воскресенская с мужем
Супруги Рыбкины

Поначалу отношения сотрудников никак не складывались, но через полгода молодые люди подали в разведывательный центр разрешение на женитьбу. Им дали добро.

5. Судоплатов
разведчик Судоплатов Павел
П. Судоплатов

В ходе работы супругам надлежало поддерживать связь с другими разведчиками, находящимися за рубежом, по своим источникам они получали сведения о планах Германии в отношении Финляндии, а также об отношении правительства Финляндии относительно к СССР.

На связи с четой Рыбкиных находился нелегал по имени Андрей. Он пытался внедриться в организацию украинских нацистов и проживал в Финляндии под видом эмигранта. Настоящее имя этого нелегала, которое позже войдет в историю советской разведки — Павел Судоплатов.

6. Перед войной. «Красная капелла»
Воскресенская Зоя (1907-1992), Узловая - Москва

В Москву Рыбкины вернулись к концу 1939 года, где оба попали в Центральный аппарат разведки. Буквально перед войной Зоя Ивановна вошла в спец группу, которая занималась аналитической работой. Именно сюда стекалась вся важная информация о происходящем в Европе. В частности, от этой группы зависела точность результата относительно сроков нападения Германии на СССР.

Зоя Ивановна изучала информацию от советских резидентур советской разведки за рубежом и, прежде всего, сведения из Германии. Все донесения поступали из разведывательной сети, которая носила название «Красная капелла». В эту структуру входили антифашисты разных стран, в том числе и в Германии.

По данным одних агентов создавалась картина, что на западном направлении все спокойно, и все предположения о нападении Германии всего лишь американская провокация. По донесениям других — вот-вот начнется война. Вскоре Зое Ивановне предстояло воочию убедиться в верности предположения вторых

В начале 1941 года Зоя Ивановна в числе прочих была приглашена на прием, устраиваемый посольством Германии в СССР. И тут-то ей бросилось в глаза, что на стенах просматриваются участки не тронутые солнцем, явно свидетельствующие о том, что здесь не так давно висели картины. В меню — довольно скромный набор блюд, как будто повар не прилагал усилий к приему гостей, а быть может, его и попросту не было. У дверей одной из комнат Зоя Ивановна успела увидеть несколько упакованных чемоданов. К тому же военный пресс-атташе явно нервничал. Разведчица поняла, что немецкие дипломаты в скором времени намереваются покинуть СССР, что означает только одно — начало войны. Зоя Ивановна поспешила на Лубянку с новой информацией.

17 июня 1941 года была закончена и аналитическая записка руководству страны, над которой Зоя Ивановна с сотрудниками работала все последнее время. Суть работы сводилась к тому, что войну следует ожидать со дня на день.

7. Во время войны. Финляндия
Воскресенская Зоя (1907-1992), Узловая - Москва

Сразу после начала войны Зоя Воскресенская-Рыбкина попала в Особую  группу при наркоме нацбезопасности, которой руководил Павел Судоплатов. Она занимается подготовкой молодых разведчиков к предстоящей разведывательной работе.

Вместе с мужем Зоя Ивановна отправляется в Швецию, где собирает,  информацию об обстановке на оккупированных Германией территориях. Официально находясь в должности пресс-секретаря при посольстве, Зоя Ивановна занималась пропагандой просоветских настроений.

Огромные усилия чета Ярцевых (Рыбкиных) приложили к убеждению влиятельных людей мира сего склонить Финляндию к выходу из войны. И в 1944 году финны пошли на перемирие с СССР.

8. Личная жизнь
зоя ивановна воскресенская, разведчица

В 1944 году  супруги Рыбкины усыновили мальчика. А уже в 1947 году в аварии погиб любимый муж и коллега. 40-летняя Зоя Ивановна,  собрав волю в кулак, продолжила работу.

9. После смерти Сталина

В 1953 году после ареста Л. Берия начались массовые аресты. Зою Ивановну эта участь миновала, однако затронула ее давнего друга П. Судоплатова. Воскресенскую-Рыбкину выдвинули в партком Управления внешней разведки, но она отказалась, заявив, что не считает себя вправе быть членом парткома, т.к. Павла Судоплатова обвинили незаслуженно. 

После этого заявления Зою Николаевну «сократили», отправив в Воркуту в качестве сотрудника спецотдела лагеря для особо опасных преступников. На месте Зоя Ивановна работала на совесть, стараясь улучшить отбывание заключенных.

10. Писательница Зоя Воскресенская
Зоя Воскресенская, писательница

В 49 лет Зое Ивановне Воскресенской вышла на пенсию, ей предстояло чем-то себя занять после полной активности жизни. И она начинает писать книги. В издательстве на немолодую, никому неизвестную  писательницу смотрели с подозрением. Но вскоре все же начали ее печатать.

Большая часть работ относится к «ленинской» тематике, и знают ее, в основном, в связи с этим. Однако затрагивала Зоя Ивановна и на другие темы. Причем многие критики отмечают, что в литературу Воскресенская пришла уже зрелым автором.

"зойка Воскресенская Зоя

В Союз писателей СССР Зою Ивановну приняли в 1965 году. В том же году на экраны вышел фильм «Сердце матери», посвящённый семье Ульяновых, снятый на основе одноимённой книги Зои Воскресенской. Её успех как писательницы был оглушительным — только с 1962 по 1980 годы её книги были изданы общим тиражом 21 642 000 экземпляров. В 1968 году она была удостоена Государственной премии СССР, в 1980 году премии Ленинского комсомола.

11. Закат
Воскресенская Зоя (1907-1992), Узловая - Москва

В 80 лет Зоя Ивановна неудачно упала и получила серьезный перелом шейки бедра. Вердикт врачей был неутешительным — ходить женщина больше не сможет. Но Зоя Ивановна встала на ноги.  Узнав, что ее «рассекретили» Зоя Ивановна наконец поведала миру, кем она являлась на самом деле. Книга «Теперь я могу сказать правду» (Из воспоминаний разведчицы) вышла в декабре 1992 года. Зоя Ивановна не успела застать это событие. Она умерла в январе 1992 года. Как умерла и страна, которой она служила всю свою сознательную жизнь.

каждый из нас

Ахматова Анна (1889-1966), Одесса-Москва

фото юной Анны Ахматовой, Анна Ахматова (Горенко)
Краткой изложение основных фактов из жизни русской поэтессы Анны Ахматовой:
1. Год и место рождения Анны Ахматовой. Семья

Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 году под Одессой в местечке с красивым названием Большой фонтан. Ее детство было омрачено разводом родителей. Все случилось из-за легкомысленных похождений отца семейства Андрея Горенко, отставного офицера флота. Мать Анны, Инна Эразмовна, полностью посвятила себя детям, пытаясь загладить вину за своего нерадивого супруга. Каждое лето она вывозила детей поправлять здоровье в Севастополь.
2. Образование

Когда пришло время определиться с местом обучения, выбор Анны пал на Смольный институт. Однако не выдержав строгих распорядков, Ахматова вскоре покинула его, объяснив свое решение просто: «Мне воли мало». Продолжила свое образование будущая поэтесса в Мариинской гимназии в Царском Селе.
Ахматова Анна
3. Чувства и отношения Анны

Анна Андреевна была на редкость привлекательна, стройна, темноволоса, с серыми глазами. Она сразу же стала объектом внимания для гимназистов. Но девушка, в итоге, выбрала того, кому она была не нужна и просто ее использовал. Это был старшеклассник Владимир Кутузов-Голенищев, будущий востоковед.
В 1904 году Ахматовой 14. Встречу с Николаем Гумилевым она восприняла легкомысленно. А тот, напротив, влюбился с первого взгляда и при любом удобном случае предлагал ей руку и сердце.
Гумилев Николай, поэт
Николай Гумилев.
4. Николай Гумилев и Амедео Модильяни

Николай был из обеспеченной семьи. Его родители оплатили издание первой книги стихов сына, а также обеспечили ему поездку в Европу. Однако, оказавшись за границей, Николай начал тосковать по Анне, страдать от неразделенной любви и даже два раза пытается покончить жизнь самоубийством. Вскоре Анна дала свое согласие стать женой Гумилева.
Свадьба состоялась в 1910 году, после чего молодые поэты отправились в Париж. Однажды на Монмартре Ахматова познакомилась с художником Амедео Модильяни и была очарована им. Гумилеву же художник не понравился, он назвал его «пьяным чудовищем». Спустя время у Ахматовой начался роман с итальянским художником и скульптором.
Ахматова Анна (1889-1966), Одесса-Москва
Амадео Модильяни и один из многочисленных портретов Ахматовой.
5. Признание

Художник невероятно впечатлили Анну, но в то время она была верна Гумилеву. Они жили в маленькой комнате у Тучкова моста.

До сих пор литературоведы спорят, а были ли поэты счастливы друг с другом? Гумилев долго игнорировал поэтический дар своей жены, предлагал ей стать танцовщицей, отмечая ее гибкость. Но Анна говорила, что не может не быть поэтом, и тогда Гумилев сдался и помог издать ее первую книгу стихов «Вечер».

Вскоре Ахматову признают своей в литературных кругах в то время, как брак двух поэтов трещит по швам. У Ахматовой появляются любовники. Позже в эмигрантских кругах будут даже ходить слухи о ее связях с императором Николаем II. Гумилев также не отличается качествами порядочного семьянина.

Анна Ахматова
6. Перемены

В 1912 году у Ахматовой и Гумилева рождается сын Лева. Но ребенок брак не спасает, и в 1918 году поэты расходятся. Время наступило трудное. Революцию Ахматова не приняла, но и от варианта эмигрировать она также отказалась.

Гумилев и Ахматова с сыном Львом
Гумилев и Ахматова с сыном Львом
7. Шилейко Владимир Казимирович

Ахматова выходит замуж второй раз. За маленьким Левой пока что присматривает мать Гумилева. Новый муж Анны Андреевны Шилейко Владимир Казимирович, талантливый ученый, увлекающийся поэзией. Но Шилейко также оказался никудышным мужем, как и Гумилев, сбегавшим из семьи то на войну, то к другим женщинам.
Шилейко Владимир, ученый, муж Ахматовой
Владимир Шилейко

Шилейко и Ахматова жили в нищете, но это не мешало Ахматовой поражать окружающих царственной осанкой и королевскими манерами. Как будто она живет не в каком-то флигеле, а в самом дворце.

Очень скоро Ахматова поняла, что и этот брак недоразумение, но терпела его, как добровольное наказание. Муж восхищал ее как ученый: он знал 52 языка, но разве это нужно для семейного счастья?

Шилейко был страшно ревнив и запирал ворота, чтобы Ахматова никуда не уходила. А она была настолько худой, что пролезала под воротами как змея. На улице ее ждал Артур Лурье, с которым у нее был мимолетный роман. Эти ворота сохранились до сих пор, но теперь они вросли в землю. В 1921 году Ахматова все же приняла решение о разводе с Шилейко. А тот, в свою очередь, любил рассказывать своим ученикам, что сам бросил Ахматову.

8. Страшный год

1921 годы был страшным для Ахматовой. В августе арестован и расстрелян Николай Гумилев. Ахматова мало занималась воспитанием сына, но именно она дала Леве важную жизненную установку: любовь и уважение к погибшему отцу.
9. Николай Пунин

У Ахматовой начинается обострение туберкулеза. В больнице ее навещает искусствовед Николай Пунин и у них постепенно возникают взаимные чувства, несмотря на то, что Пунин женат. Их отношения оказались самыми длительными для Ахматовой: 15 лет они были рядом. Сначала как влюбленные, потом как друзья. Жили они в Фонтанном доме, флигель которого стал теперь Музеем Ахматовой.
Николай Пунин, муж Ахматовой, искусствовед
Николай Пунин
10. Сын Лев

30-е годы ознаменовались новыми арестами и репрессиями. Первым забирают Осипа Мандельштама, затем Пунина. Ахматова срывается в Москву и добивается его освобождения. А в 1938 году, когда арестовывают ее сына студента, никакие связи уже не помогают.
Лев Гумилев
Лев Гумилев

Официальным поводом для ареста послужила стычка Льва Николаевича с преподавателем университета. Тот ставил под сомнение маршрут экспедиции Николая Гумилева в Африке. Лев, воспитанный на преклонении перед памятью отца, резко возразил профессору. В тот же день его арестовали. Для Ахматовой начинаются бесконечные мытарства перед зданием тюрьмы в надежде передать посылку.
11. Бедность

Любовные отношения с Пуниным заканчиваются. Ахматову не печатают и не переиздают, она живет в бедности и много болеет. Зато стихи ее ходят по рукам.
В 1940 году появляется надежда на лучшее. Был напечатан сборник из шести книг. Считается, что книги вышли благодаря капризу Сталина, спросившим однажды с самым невинным видом: «А что ж Ахматова, ничего не пишет?»
каждый из нас

Тогда в магазинах случился ажиотаж, из-за стихов Ахматовой буквально дрались. Но то была короткая светлая полоса в жизни поэта. В 1941 году начинается война. Друзья помогают Ахматовой эвакуироваться из Ленинграда в Ташкент еще до начала голода.
Ахматова в возрасте
1960-е
12. Послевоенное время

Во время войны заканчивается ссылка Льва Гумилева, он уходит добровольцем на фронт и возвращается с Победой. Послевоенное время не делает жизнь легкой. В 1949 году последний раз арестовывают Пунина. Ему суждено умереть в тюрьме. Это случилось в августе, почти день в день с гибелью Гумилева. Ахматова придала трагическому совпадению сакральный смысл: «В каждом августе, Боже правый, Столько праздников и смертей».
Впрочем ноябрь 1949 года был не лучше. Льва Гумилева приговаривают к 10 годам лагерей. Имя Ахматовой оказывается под запретом вплоть до 1954 года. Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956 году.
Ахматова
13. Последние годы

Для Ахматовой наступает последнее десятилетие жизни наименее трагичное и весьма плодотворное. Печатаются ее книги, в Италии ей присуждена литературная премия. Ахматова получает почетное звание профессора Оксфорда и настоящую мантию. А в России у нее появились талантливые ученики, такие как Иосиф Бродский. Ахматова умерла после четвертого инфаркта 5 марта 1966 года, находясь в Москве, но завещала похоронить себя под Ленинградом.