Владимир Маяковский (1893-1930), Багдати-Москва

Владимир Маяковский
1. Владимир Маяковский. Год и место рождения поэта

Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в Грузии (на тот момент являлась частью Российской империи), в селе Багдати. Мать его, урожденная Александра Алексеевна Павленко, родом из Кубани. Отец, Владимир Константинович, из казаков, служил лесничим в Эриванской губернии. Кроме Владимира в семье было две дочери Людмила и Ольга. Двое мальчиков в семье Маяковских умерли в детстве.
Владимир Маяковский с семьей
Владимир Маяковский с семьей

В 1906 году скоропостижно скончался отец семейства, причем от банального укола пальца обычной иголкой и последующем за этим заражением крови. На Владимира это произвело неизгладимое впечатление, всю жизнь он будет избегать использовать иголки и булавки.
2. Образование и революция

Первым обучающим заведением Маяковского стала гимназия в Кутаиси, где он обучался с 1902 года. Проживая среди грузин, он с детства хорошо знал грузинский язык, и позже даже называл себя «грузином».
Когда в 1905 году революция докатилась до Кавказа, 12-летний Маяковский принимал активное участие в митингах и демонстрациях, поддерживая революционные идеи. В 1906 году после смерти отца Александра Алексеевна вместе с детьми переехали в Москву. Два года Владимир посещал 5-ю классическую гимназию. В 1908 он был исключен из 5-го класса за неимением средств оплатить обучение.

Еще во время обучения в гимназии Маяковский впервые написал «невероятно революционное» стихотворение, которое было опубликовано в подпольной школьном журнале. Идеи революционеров его переполняли: он работал в подпольной типографии, вступил в партию большевиков. Юный Маяковский был дважды арестован, но каждый раз ему сходило все с рук. Однако, в третий раз не повезло: он провел в Бутырской тюрьме 11 месяцев. Времени было предостаточно, и Владимир принялся там писать стихи и читать книги.
Можно сказать, заключение с сопутствующим ему самообразованием и размышлениями вывели Маяковского на новый уровень. Ему захотелось кардинально поменять эстетику классического искусства на новое. Вдохновившись, Маяковский еще в тюрьме решил стать художником. Освободившись, он принялся готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911 году он стал студентом.
3. Путь к популярности. Поэзия и драма

Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества Маяковский познакомился с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Крученых и примкнул к кубофутуристам. Он начинает снова писать стихи, и первое же стихотворение Маяковского «Ночь» (1912) было опубликовано в сборнике футуристов «Пощечина общественному вкусу».
1912 год. Москва. Группа футуристов. Сидят В. В. Хлебников, Г. Л. Кузьмин, С. Д. Долинский. Стоят Н. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский

В 1912 году 30 ноября Владимир Маяковский впервые публично выступил в артистическом кафе «Бродячая собака». Вместе с футуристами молодой поэт пропагандировал новое искусство, за что был отчислен из училища. В 1913 году футуристы отправились в турне по российским городам, устраивая в каждом выставку футуристических картин, чтение стихов и лекций.

В 1913 году Маяковский обратился к драматургии. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее и сам же сыграл в ней главную роль. Следом поэт решил освоить кинематограф и, в результате, написал несколько сценариев, а также снялся в фильме «Драма в кабаре футуристов №13».
В 1918 году состоялась премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» под руководством В. Мейерхольда.
В 1928-1929 гг. Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Поставлены они были в театре Мейерхольда. Сам поэт принимал активное участие в подготовке спектаклей, выполняя функции второго режиссера.
Репетиция постановки «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в ГосТиМе
(1930 год) . Всеволод Мейерхольд показывает мизансцену.

«Баня» была поставлена всего лишь несколько раз, после чего ее запретили вплоть до 1953 года. Обе пьесы были восприняты как сатиру на советский строй и бюрократию. Правительство не оставило без внимания выпады «главного советского поэта», и уже в 1930 г. отказало ему в выезде за рубеж.

Официальная критика внезапно нашла, что сатира Маяковского более, чем не уместна, т.к. ряд явлений, осмеянных поэтом в своих пьесах, это уже пережитки прошлого, например, бюрократия и чиновничий беспредел. Более того, высказывалось мнение, которое больно ранило поэта, что он всего лишь «попутчик», а не, действительно, «пролетарский писатель».
В 1930 году Маяковский решил подытожить результаты своей 20-летней творческой деятельности и подготовил выставку. Он собственноручно отбирал газетные статьи, рисунки, оформлял помещение, развешивал плакаты. Однако, несмотря на большое количество желающих посетить мероприятие, среди посетителей не оказалось никого из представителей литературных организаций. Официальной стороной также был проигнорирован факт этого своеобразного юбилея. Поэтесса Ольга Берггольц позже вспоминала:

«Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперед, словно ожидая кого-то очень дорогого и все более убеждаясь, что этот дорогой человек не придет».

Выставка 20 лет работы

К 1930-му году положение поэта по всем фронтам можно уверенно назвать кризисным.
4. «Левый фронт»

Еще в 1922 году Маяковский возглавил литературно-художественное объединение «Левый Фронт Искусств». Туда вошли такие писатели и художники, как: Н.Н. Асеев, В.В. Каменский, С.И. Кирсанов, А.Е. Кручёных, Б.Л. Пастернак, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин и др.

Подобно футуризму «ЛЕФовцы» отрицали традиционные принципы в искусстве, и ратовали за создание новых его форм. Несколько важных пунктов в положении «ЛЕФ»: принцип «жизнестроения», теория «социального заказа» и выдвижение на первый план «литературного факта», т.е. фантазия и вымысел при создании нового искусства должны быть забыты.


К концу 20-х годов «ЛЕФ» погряз в кризисе из-за чрезмерной регламентированности, участники зашли в тупик в своем построении нового искусства. В 1928 году Маяковский покинул объединение, но в мае 1929 года попытался организовать группу, подобную «ЛЕФу», назвав ее «Революционный фронт искусств» (РЕФ). Однако работа в объединении не заладилась, и вскоре распалось, а Маяковский вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей.
5. Маяковский и Родченко первые советские рекламщики

В 1919 ряд художников и поэтов приступили к работе над серией агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». Сейчас подобное культурное направление можно было бы назвать социальной рекламой.
Маяковский работал в тандеме с Александром Родченко, художником и фотографом. На протяжении десяти лет они создали ряд вывесок, журнальных рисунков, а также рекламу для витрин и плакаты, и, в результате, сформировали концепцию советской рекламы.
С началом НЭПа государство, дабы способствовать успешному сбыту населению своих товаров, выдержав конкуренцию с иностранными и частными фирмами, подключило для этой цели всю мощь известных способов пропаганды. Реклама как таковая в России на тот момент использовалась топорно и походила больше а извещение или анонс чего-либо.

Маяковский был ответственен за лозунги и агитки, Родченко — за иллюстрацию. Поэт умело совмещал товарную и политическую агитацию. Слоганы его отличались идеологической направленностью. Текст на полотне занимает видное место, и Родченко его выигрышно оформляет при помощи типографских шрифтов, восклицательными и пр. знаками, сводя использование средств к минимуму.
Лиля Брик рекламирует издательство

Зачастую при оформлении рекламного плаката, на котором подразумевалось изображение простого советского человека, Родченко обращался к фотографии. Лиля Брик в красной косынке — его дело рук творения. Образ простого советского человека, рабочего, труженика, с оптимизмом и энергией строящего социализм, занимает центральное место в творчестве Родченко и Маяковского.

Необходимость рекламного и агитационного дизайнерского рисунка сошла на нет по мере свертывания НЭПа.

5. Любовь и смерть

Личная жизнь поэта Маяковского была насыщенной — отношения с Лилей Брик чего стоят. С Лилей и Осипом Бриками он познакомился еще в 1915 году, будучи 220-летним молодым человеком.
Благодаря Маяковскому Брики познакомились с советскими футуристами и другими творческими людьми, и вскоре их квартира стала неким богемным салоном. Вскоре между Лилей и Владимиром вспыхнул страстный роман, и ряд своих произведений того периода поэт посвящал возлюбленной.
С 1918 года Маяковский и Лиля с мужем сипом стали жить вместе. Странные для нас сейчас отношения в «треугольнике» Маяковский и чета Бриков, но понятные в постреволюционном обществе начала 20 в., продлились до 1925 года.
Маяковский и Брик

Тем не менее, отношения с Лилей не мешали Маяковскому увлекаться другими женщинами. Работая в «Окнах РОСТА» поэт познакомился с художницей Лилией ЛАвинской, впоследствии у нее родится от него сын Глеб-Никита Лавинский (1921-1986).
В 1926 году, находясь в Нью-Йорке, Маяковский знакомится с русской эмигранткой Элли Джонс (Елизаветы Зиберт). Роман был недолгим, однако спустя месяцы после отъезда поэта у женщины родилась дочь — Элен-Патрисия, которую он увидел первый и последний раз спустя два года во Франции.

Софья Шамардина, Наталья Брюхоненко, Татьяна Яковлева, с которой он познакомился в Париже и которая возвращаться в Россию, — отношения с этими женщинами также важные эпизоды в личной жизни Маяковского.
Последний роман поэта был с замужней женщиной Вероникой Полонской. Красивая актриса МХАТа, ей был 21 год на момент их знакомства, ему — 36. На дворе — 1929 год. Она отказалась уходить от мужа к такому сложному человеку, как Маяковский, переживавшему тогда, к слову, не самый легкий период в своей жизни. Он устраивал ей сцены ревности, требовал уйти от мужа. После очередной ссоры, едва Полонская вышла за дверь и удалилась, Маяковский застрелился. В предсмертной записке он обращается к «товарищу правительству» позаботиться о своей семье: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо». Поэту было всего 36 лет.

После смерти Маяковского весь его архив перешел Лиле Брик. Долгое время ее попытки хоть что-то издать «из Маяковского» каждый раз оказывались неудачными. Тогда Лиля написала письмо тов. Сталину, и дело сдвинулось с мертвой точки.
В своей резолюции, напечатанной в газете «Правда», генсек назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи», после чего творчество поэта стало издаваться большими тиражами.