Константин Сомов: основные сведения из жизни художника — главные темы в его творчестве

фото Сомова 1920-е годы

Русский художник, живописец и график Константин Андреевич Сомов родился в ноябре 1869 года в Санкт-Петербурге. Родители его были людьми близкими к искусству: отец — хранитель Эрмитажа, мать — музыкантом.

Образование Константин Андреевич получил в гимназии Мая на Васильевском острове, одном из лучших учебных заведений своего времени. Там он познакомился с будущими деятелями «Мира искусства» Александром Бенуа, Вальтером Нувелем, Дмитрием Философовым — молодыми людьми, сформировавшими позже повестку Серебряного века. Потом Сомов долгое время учился в Академии Искусств в мастерской И. Репина, а в 1897 году уезжает в Париж, чтобы продолжать художественное образование в студии Коларосси.

ранний портрет
Константин Сомов, Автопортрет 1909 год

Несмотря на успехи в живописи, Сомов отличался изрядной самокритичностью. Он никогда не был уверен в своем художественном таланте.

Первые успехи

Впервые мир узнал о художнике Сомове в 1896 году, за год до отъезда во Францию. В это лето он отдыхал на даче под Ораниенбаумом, в деревне Мартышкино. Именно в тот период Сомов написал ряд этюдов и пейзажей, в которых впервые он показал свою индивидуальность, свой стиль. Александр Бенуа пишет: «В то лето 1896 года, проведенное нами в Мартышкино, Сомов не только написал и нарисовал ряд превосходных этюдов, но и начал создавать те свои потешные исторические сюжетики сентиментально-мечтательного оттенка, благодаря которым он затем всего более прославился у широкой публики и благодаря которым выработалось какое-то представление о «сомовском жанре». Зародился, однако, этот «жанр» вовсе не как таковой, вовсе не как попытка отмежевать себе особую область, а как-то сам собой и почти случайно, в виде какого-то отдохновения от более трудных задач.»

желтая картинка
«Прогулка после дождя», 1896 год

В Париже в творчестве К. Сомова прослеживается увлечение эпохой Галантного века (XVIII в.) с его знаменитым стилем рококо. В работах художника появились дамы в корсетах, париках, с мушками на лице, жизнь их сплошное веселье, легкость и любовные приключения. Близкий друг Сомова Михаил Кузмин писал: «Фейерверк, радуга, иллюминация — любимые темы Сомова. Маскарад и театр, как символ фальшивости, кукольности человеческих чувств и движений — привлекают часто художника. Ироничность, почти нежная карикатурность любовных его сцен бросается в глаза. Тихие прогулки, чтение, вечерние разговоры овеяны летучей мертвенностью, словно к фиалкам примешивается слабый запах тления»

любовная сцена в живописи
Влюбленные. Вечер, 1910

«Мир искусства»

Это объединение сформировалось в 1890 году, идейно оно противостояло другой художественной организации — «Передвижникам». В отличие от последнего мирискусники предпочитали самовыражаться, а не подстраиваться под нравы и вкусы общества. Константин Сомов принял в создании «Мира искусств» самое деятельное участие, также как и в подготовке к изданию одноименного журнала. Позже Константин Андреевич возглавит это объединение.

обложка журнала
Проспект объявления о подписке на журнал «Мир искусства» на 1901 год. Е. Е. Лансере.

Константин Сомов в свое время был востребованным портретистом. Самой узнаваемой его картиной стало полотно «Дама в голубом. Портрет художницы Е.М.Мартыновой», 1897-1900. Известно, что художница не оставила после себя работ, была тяжело больна и умерла в 36 лет. Сохранилось письмо Мартыновой к Сомову К., в котором она просит сжечь или просто подарить ее портрет в галерею, но ни в коем случае картину не продавать, т.к. позировала она художнику от чистого сердца, но никак не для того, чтобы ее образ был продан.

женщина в вечернем полумраке
«Дама в голубом. Портрет художницы Е.М. Мартыновой»

Личная жизнь художника, эротизм в творчестве, год смерти

В личной жизни Сомов отдавал предпочтение мужчинам. Среди объектов его увлечений были Д. Философов, М. Кузмин, П. Маслов и др., однако счастье художник нашел в союзе со своей моделью Мефодием Лукьяновым (Миф). Их отношения продолжались на протяжении 22 лет. Начались они еще в России, а закончились смертью Мифа во Франции. Другим увлечением уже постаревшего художника стал русский боксер в эмиграции Борис Снежковский. Однако, все же род их отношений достоверно не известен. Возможно, это была просто дружба между юношей и возрастным мужчиной, выполняющего роль его наставника.

любовник художника
«Портрет М.Г. Лукьянова», 1918 год
другой возлюбленный Сомова
Боксер Борис Снежковский — 1933

В 1918 году в Петрограде вышел сборник фривольных французских текстов с иллюстрациями К. Сомова. Именно Сомов сделал эротизм в искусстве доступным зрителю. Книга имела большой успех.

Скончался Константин Сомов скоропостижно в возрасте 69 лет в преддверии Второй Мировой войны.

художник и его любовник
Сомов в шляпе
художник-гомосексуалист
Купальщицы на солнце, 1930
Купальщицы на солнце, 1930
придворные дамы
Куртизанки, 1903
театральный костюм
Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде, 1909
балерины на сцене
Русский балет, 1930
голые мужчина и женщина
Любовники — 1933
катание на коньках
Зима. Каток. 1915
ночной город
Ночное свидание, 1920-е
женщина в красивом платье
Портрет Ефимии Павловны Носовой

Добавить комментарий