Карціны рускіх мастакоў 1883 года

Карціны рускіх мастакоў 1882 года

Карціны рускіх мастакоў 1881 года

Каровін Канстанцін Аляксеевіч (1861-1939), Масква – Парыж

Коровин Константин, художник

Кто такой Коровин Константин Алексеевич?

Коровин К. А. Терраса. Вечер на даче. 1901.
Каровін Да. А. Терраса. Вечер на даче. 1901.

Каровін Канстанцін Аляксеевіч – русский художник, декоратор московских императорских театров, педагог, а также автор мемуарной прозы. В разгар популярности искусства передвижников, с их стремлением к реализму и назидательности в живописи, Коровин предпочел идти своим путем, развивая стиль, получивший во Франции название импрессионизм.

1. Год і месца нараджэння. паходжанне

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), Москва - Париж
Сергей Алексеевич Коровин, брат Константина Алексеевича. Также художник.

Константин Алексеевич Коровин родился 5 снежні (23 лістапада) 1961 года ў Маскве. Предки его были людьми состоятельными: дзед, Коровин Михаил Емельянович, купец 1-й гильдии, владелец ямского извоза оставил сыну Алексею значительное состояние. Мать художника, Аполлинария Волкова, происходила из дворянской среды и была женщиной образованной, придерживалась передовых взглядов.

Прадед мой, Емельян Васильевич, был родом из Владимирской губернии, Покровского уезда, села Данилова, которое стояло на Владимирском тракте. Тогда не было еще железных дорог, и эти крестьяне были ямщиками. Говорилось — «гоняли ямщину», и не были они крепостными.
Автобиографические рукописи. Константин Коровин вспоминает. Маё жыццё.

С распространением в России железных дорог ямской извоз перестал быть востребованным, и финансовое положение семьи Коровиных сильно пошатнулось. Перемены в благосостоянии пришлись на время юношества будущего художника, который, впрочем, судя по воспоминаниям, готов был и добровольно отказаться от суеты города и роскоши дедовского дома, лишь бы жить среди простых людей, ближе к природе. Природа его завораживала.

аднак, крах страго уклада жизни сильно повлиял на главу семейства Коровиных. Алексей Михайлович вынужден был продать с молотка отцовский дом и перебраться вместе с семьей в более скромное жилище. Он устроился работать заводским учетчиком, но вскоре впал в состояние тяжелой меланхолии и, не справившись с депрессией, покончил жизнь самоубийством.

2. адукацыя

Коровин К. А., Речка в Меньшове. 1885
Каровін Да. А., Речка в Меньшове. 1885

По воспоминания Коровина, первым учителем его был некий Петр Афанасьевич, приглашенный родителями для обучения своего ребенка необходимым его возрасту знаниям. Небольшого таланта педагог оказался, да ўсяго іншага, неблагонадежным человеком, и от его услуг Коровиным вскоре пришлось отказаться. Тем не менее Константин самостоятельно много читал и рисовал, будучи активно поощряем в этом увлечении матерью.
Несмотря на постигшее семью Коровиных разорение и прочие трудности, Костя в возрасте 13 лет выдерживает вступительные экзамены и поступает в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. Его приняли на архитектурное отделение, которое он без колебания оставил через пару лет, отдав предпочтение классу живописи. Наставником его на новом месте стал А. Да. Саўрасаў.
В училище он обучался также под руководством таких видных художников, как Перов В., Паленаў У. Д., Сорокин Е. С., и уже в этот период зарекомендовал себя как перспективный художник с собственным взглядом на творчество.
По завершении учебы в училище Коровин поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, но скоро оставляет ее, расчараваўшыся, в методике преподавания, царившей в академии в те годы.

3. Дебют

Коровин К. А., Хористка. 1883.
Каровін Да. А., Хористка. 1883.

Заявил о себе в культурном обществе КоровинПортретом хористки” (1880-ёсць). Незамеченным его дебют не остался, т.к. выбранные им цветовое решение, техника и замысел картины сильно отличались от привычных тогда приемов в живописи. Несмотря на, по большей части, отрицательные отзывы своих работ, в живописи Коровин остался верен себе.
Спустя четыре года послеХористкиКоровин окажется в Париже и узнает, что им используемый стиль здесь весьма популярен и даже имеет названиеимпрессионизм, суть которого заключалась в отображении на холсте впечатления художника от момента. так, Коровин стал новатором целого направления в России, не зная о его возникновении в Европе.

Никакой кладки вкусной краски быть не должно. Быть должно самое точное сочетание тонов и работа от чувства и увлечение. Невольно должна быть выражена сумма впечатлений и чувствований”. Каровін Да. А.

Коровин К. А., Париж.
Каровін Да. А., Парыж.

В Париже Коровин бывал не единожды и здесь были созданы им одни из лучших произведений, посвященные старому городу. Темпераментный, яркий, пестрый Парижтаким его “адчуў” Каровін.

4. Савва Мамонтов. Поездка на Север

абрамцевский кружок
“Абрамцаўскай гурток”

Савва Мамонтов был не столько удачливым предпринимателем, сколько художником по натуре. Он имел возможность воплощать свои творческие замыслы, привлекая к сотрудничеству артистов и художников. Принципиально новым, рискованным и смелым проектом Мамонтова стало открытие первого в России частного оперного театра. Внешняя составляющая каждого грядущего представления (декорации, костюмы) воплощалась, по инициативе Мамонтова, талантливейшими художниками того времени: У. Поленовым, У. Васнецовым, а позже И. Левитаном и К. Коровиным, Серовым В. и М. Врубелем.

Константин Коровин был человеком компанейским, с живым, открытым характером, и он очень быстро сошелся с жизнелюбом и эстетом Саввой Мамонтовым. Работой в театре их сотрудничество не ограничилось, вскоре Константин Алексеевич стал вхож и в дом Мамонтова в Абрамцево, где собиралась вся культурная и творческая элита Москвы того времени. так, своеобразный коллектив творческих личностей, состоящий из скульпторов, мастакоў, музыкаў, негласно оформился в “Абрамцаўскай гурток”.

У 1894 году Савва Иванович Мамонтов совершил рабочее путешествие на север России и по прибытии уговорил поехать в следующую свою поездку художников Константина Коровина и Валентина Серова. Им предстояло добраться до Архангельской губернии – по Белому морю и Кольскому полуострову, и далее направиться в Швецию и Норвегию.
Лаконичность, сдержанность, скудность колорита в природе Русского Северавсе это произвело неизгладимое впечатление на художников. Савва Иванович оказался прав, поделившись мыслью в письме супруге во время первой своей поездки на Север, что Коровин «плакал бы от восторга, смотря на эти светлые чудные тона, на этих берендеев. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть».

К.Коровин “Север”
К.Коровин “Север”

У 1896 году Мамонтов поручил Коровину оформить в рамках темы Русский Север павильон на Нижегородской ярмарке. Чтобы вдохновиться и набросать этюды к предстоящей серьезной работе, Савва Иванович снова снарядил Константина Алексеевича в поездку на северв Мурман.
На этом оформление выставок не закончилось в жизни Коровина. У 1900 году художнику доверят оформление русского отдела на всемирной ярмарке в Париже. За проделанную работу Коровин получил множество наград, в том числе и орден Почетного легиона.

Коровин К. А., Поморы
Каровін Да. А., Поморы

Сотрудничество с частным театром Мамонтова Коровин прекратил в 1900 годзе. После того как Савва Иванович был арестован по обвинению в растрате казенных средств. Театр его, и ранее нуждавшийся в сторонней финансовой подпитке, оказался в плачевном состоянии. Семейному человеку, типа Коровина, рисковать финансовым благополучием было не с руки, и он поддался уговорам управляющего Имперскими театрами В. Теляковского стать декоратором главных театров страны.
C 1901 года Коровин начинает преподавать в Московском училище живописи, скульптуры і дойлідства, где когда-то обучался сам.

К.Коровин “Зима в Лапландии”
К.Коровин “Зима в Лапландии”

4. У смутны час

20-й век в России начался с серьезных перемен, но тем не менее художник Коровин Константин Алексеевич по-прежнему плодотворно трудится. Он востребован как педагог, как декоратор, как живописец. З 1910 года Коровин часто посещает Крым и, у рэшце рэшт, облюбовав местечко на южном его берегу, принимается там за строительство дома.
Вплоть до 1917 года “Саламбо” – так называл художник виллу в Гурзуфеместо силы для Константина Алексеевича. Здесь он укрывался и восстанавливался от неурядиц в личной жизни, от горя потери близких друзей, болезни сына. Здесь им были написаны много чудесных работ.

Страшное время Первой мировой войны Коровин переживал вместе с родиной. Он активно сотрудничал со штабом русской армии, помогая решить вопросы усовершенствования маскировки военных.
1917 год полностью перевернул жизнь Коровина. Дачу в Охотине отобрала новая власть, вилла в Гурзуфе стала базой отдыха для советских граждан, квартиру в столицеуплотнили”. Руководство в Большом театре поменялось, им были привлечены новые художественные деятели, а Коровин оказался не у дел.

У 1923 году Константин Коровин с семьей переезжает в Париж. Работы здесь было мало, художник отчаянно нуждался в деньгах, чтобы содержать больную жену и сына-инвалида. Ко всему прочему начались проблемы со зрением. Однако Константин Алексеевич не дает унынию поразить себя. Он начинает записывать свои воспоминания. И снова, теперь уже на листах бумаги, появляется все тот же Костенька Коровин, мастерский рассказчик, душа компании, и делится впечатлениями от когда-то виденного и прочувствованного им. У выніку, в эмигрантских изданиях Парижа было опубликовано более 400 рассказов Коровина.

5. Асабістае жыццё. Уход

Анна Фидлер, супруга Коровина К.
Анна Фидлер, супруга Коровина К.

В личной жизни Коровина было все не так уж просто. Официально он был женат на Фидлер Анне Яковлевне, хористке частной оперы С. Мамантава. Первый сын у пары умер, но спустя время Анна родила еще мальчика, которого назвали Алексеем.
Неофициально у Коровина была еще одна женаКомаровская Надежда Ивановна, драматическая актриса. О художнике она написала книгу воспоминанийО Константине Коровине”.

Большая трагедия случилась с сыном Коровина Алексеем. Из-за неразделенной любви он бросился под трамвай и после полученных травм лишился ступней ног. Человек творческий, неустойчивый, ставший также как и отец художником, он время от времени страдал приступами депрессии (впрочем, как и дед, как и дядя, брат Константина Алексеевича, Сергей Алексеевич, также художник). У 1950 году не выдержав очередного наплыва хандры, Алексей покончил жизнь самоубийством.

Алексей Коровин, сын К. А. Коровина
Алексей Коровин, сын К. А. Каровіна

Внешне жизнелюбивый, широкой и открытой души человек, Коровин под конец жизни переживал страшное чувство одиночества, находясь далеко от родины, лишенный привычного образа жизни, круга любимых друзей. Сила духа не оставляла его, ответственность за семью крепко держала и не давала усомниться в желании жить.
У 1939 году в Европу пришла война. 11 сентября во время воздушной тревоги у Константина Коровина не выдержало сердце. Русский художник скончался на одной из парижских улиц. Ему было 77 гадоў.
Сейчас могила Коровина находится на православном кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.

“чалавек! Если ты будешь молчать, то тебя осудят всячески. Если ты будешь говорить, хотя и верно, то тебе будет завидовать четверть окружающих, гэта значыць, значыць, будет ругать; четверть тебя будет ругать за что и где тебя нужно ругать; четверть будет не соглашаться потому, что она будет хотеть показать, что имеет свое мнение; четверть не поймет, эта тоже будет не согласна и будет говорить о тебе ерунду. Вывод — человека вон!” Каровін Да. А.

Карціны рускіх мастакоў 1880 года

Карціны рускіх мастакоў 1887 года

Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), ВисбаденШен-Бужери

Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери

1. Кто такая Мария Якунчикова

Якунчикова Мария Васильевна (Вебер в замужестве) – русская художница конца 19 стагоддзя. В отечественном искусстве она одна из первых обратилась к символизму и модерну. Занималась графикой и прикладным искусством (у прыватнасці, ею была разработана техника выжигания рисунка по дереву с последующим нанесением красочного слоя), также Якунчикова профессионально освоила технику цветного офорта.

Якунчикова М.В., Непоправимое (1893-1895 г.создания), линогравюра
Якунчикова М.В., Непоправимое (1893-1895 г.создания), линогравюра
Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери
Якунчикова М. В., Влажный январь в Медон, 1898 г. Выжигание по дереву и масло.
Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери
Якунчикова М. У. (1893-1895 г. стварэння), бумага, цветной офорт.

2. Год і месца нараджэння. паходжанне

Мария Васильевна родилась 19 студзень 1870 года в семье богатого московского промышленникаВасилия Ивановича Якунчикова. Мать Марии, Зинаида Николаевна, принадлежала к богатой купеческой династии Мамонтовых, знаменитой своим покровительством искусству и хорошо разбиравшимся в нем. Сама Зинаида Николаевна отлично играла на фортепиано, и устраивала музыкальные концерты в своем доме.

3. адукацыя

В семье Якунчиковых большое внимание уделялось образованию, в связи с чем Мария помимо основных занятий брала уроки музыки и живописи. И если музыку пришлось оставить по состоянию здоровья, то живопись стала делом ее жизни.

Рисунок и живопись Мария изучала с детства, причем преподавателями ее всегда были профессиональные художники. У 15 гадоў (1885 год) Якунчикова вольнослушателем стала посещать Московское Училище живописи, скульптуры і дойлідства. Навыки свои она закрепляла также, посещая рисовальные вечера художника Василия Поленова, который, кстати сказать, был супругом ее старшей сестры.

Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери
РаботаЦарь посещает заключенныхнаписана Якунчиковой Марией в 1886 годзе.

Дальнейшее художественное образование Якунчикова получала уже в Париже, куда уехала в 19-летнем возрасте по настоянию врачей, рекомендовавших ей сменить климат по причине диагностированного туберкулеза. Мария отучилась четыре года в знаменитой академии Жюлиана, работая там в мастерской Вильяма Адольфа Бугро и Тони Робер-Флёри. На протяжении всей своей оставшейся жизни на родину приезжала она только в летний период. тут, усадьбы Абрамцево (Абрамцевский кружок Саввы Мамонтова) и Введенское, стали излюбленными местами Якунчиковой для творческой и плодотворной работы.

У 1891 году впервые талант Марии был оценен по достоинству Третьяковым П.М., приобретший для своей коллекции ее картину «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода».

Якунчикова М. В., «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода».
Якунчикова М. В., «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода».

4. Творческая жизнь Марии в Европе

Обосновавшись в Париже, Якунчикова с большим интересом посещает местные музеи и художественные выставки. Много читает по теме искусства и стремится для себя обосновать его значение в жизни людей, определиться с собственной позицией относительно перемен в художественной среде. Ее все больше привлекает декаданс и символизм.

Академию Жюлиана Мария оставила в 1892 годзе, когда поняла, что учиться там ей больше нечему. В этом же году она открыла собственную мастерскую, после чего последовало активное в творческом плане десятилетие в жизни художницы Марии Якунчиковой.

Якунчикова М. За этюдом. 1898-1890 гг.
Якунчикова М. За этюдом. 1898-1890 гг.

В этот 1892 год Мария берет уроки по созданию офорта (разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати) и добивается серьезных успехов в этом деле. Постепенно в творчестве у нее вырабатывается собственный, узнаваемый, стиль в рамках популярного тогда модерна.

У 1894 году Якунчикова принимает участие на выставке Салона Марсово поле с картинойОтражение интимного мира”.

Якунчикова М., "Отражение интимного мира", 1894 год
Якунчикова М., “Отражение интимного мира”, 1894 год

У 1895 году Мария Якунчикова увлекается выжиганием по дереву с последующей росписью красками. Создает в этой технике несколько панно, отличающиеся некой особой пронзительностью восприятия. Убедитесь сами на изображении ниже.

Якунчикова М., Весна наступает. Две дороги. 1895 год
Якунчикова М., Весна наступает. Две дороги. 1895 год

Выжженные панно “акно” і “Весло” у 1897 году Якунчикова представляет на очередной выставке Салона Марсова поля. В этом же году она начнет осваивать оформление книжек.
Якунчикова-Вебер М. В., Окно. 1896 год. Панно, выжигание по дереву, масло
Якунчикова М. В., акно. 1896 год. Панно, выжигание по дереву, алей
Якунчикова М. В., Весло. 1896 год. Панно, выжигание по дереву, масло
Якунчикова М. В., Весло. 1896 год. Панно, выжигание по дереву, алей

Вообще, 1897 год стал очень плодотворным годом для Якунчиковой. Именно тогда ею были созданы одни из лучших работ: “Свеча. Задувает”, “Чехлы”, “Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы”.

Якунчикова М. В., Свеча. Задувает. 1897 год
Якунчикова М. В., Свеча. Задувает. 1897 год
Якунчикова М.В., Чехлы. 1897 год
Якунчикова М.В., Чехлы. 1897 год
Якунчикова М. В., "Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы"
Якунчикова М. В., “Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы”.

У 1898 году Сергей Дягилев обращается к Якунчиковой с пожеланием украсить обложку “свету мастацтваў” ее эскизами, близкими по духу стилю модерн, который, уласна, авторы этого журнала активно ипродвигали” у Расеі, как новое, прогрессивное веяние в мировом искусстве.

У 1900 году в Париже была проведена Всемирная художественно-промышленная выставка. Якунчикова не осталась в стороне от этого знаменательного события и приняла участие в оформлении Кустарного отдела Русского павильона, а также экспонировала там и свою работу: большое вышитое с элементами аппликации панноДевочка и Леший”. Однако серебряную медаль получило другое выставочное предложение Якунчиковойполочка-лавочка для народных игрушек, выполненная по ее эскизам.

Панно Якунчиковой М."Девочка и Леший".
Панно Якунчиковой М.Девочка и Леший”.
Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери
М. Якунчикова за работай.

4. Якунчикова и Поленова. Пикок.

У 1897 году в Париже Якунчикову навещает художница Алена Паленава, которая до самой своей смерти (1898 г.) была одной из немногих ее близких подруг-единомышленниц. В какой-то мере Поленова оказала влияние на дальнейшее развитие творческого потенциала Марии. Благодаря ей Мария увлеклась фольклорными мотивами, а также декоративно-прикладным искусством.
Отдельно стоит сказать о Нетте Пикок, англичанке прогрессивных взглядов, с которой были очень дружны Якунчикова и Поленова. Нетта не была художницей, но была активным общественным деятелем, ратовавшим за права женщин и вообще за защиту всех угнетенных.
Знакомство в Париже с русскими малоизвестными художницами для Пикок стало открытием и ее энергичной натуре потребовалось поделиться этим со всем европейским миром. У прыватнасці, она устраивала во французских, немецких и английских журналах публикации, посвященные деятельности Якунчиковой и Поленовой.

Нетта Пикок
Нетта Пикок

Поленову Елену Дмитриевну Пикок обозначила «направляющим и просвещающим духом небольшой группы московских художников, успешно обративших свое внимание на декоративное искусство, так что порожденное ими движение, скорее всего, будет приобретать все больший вес и должно рано или поздно распространить свое влияние за пределы собственной страны», што, уласна, и произошло после Всемирной выставки 1900 года, когда Европа вдруг “адкрыла” для себя Россию, и на несколько десятилетий после этого всерусскоебыло там весьма популярно.
Якунчикову Пикок широко анонсировала В Англии и всячески содействовала продажи офортов русской художницы. Но локомотивом нового направления в искусстве Пикок признавала все же Поленову.
аднак, ранняя смерть сначала Елены Дмитриевны, а затем и Марии Васильевны, поставила точку в развитии проекта Нетты Пикок по популяризации русских художниц.

5. Асабістае жыццё. Смерть Якунчиковой

Мария Якунчикова в Введенском.
Мария Якунчикова в Введенском.

В тот плодотворный 1897 год Мария Васильевна стала женой студента медицинского факультета Сорбонны Льва Вебера. Через год у них рождается сын Степан. Совсем маленьким, ему диагностируют ту же болезнь, что и у материтуберкулез (пальца). Ребенка удалось спасти, однако силы Марии от переживаний и напряжения слабеют. И после рождения второго сынаЯковаболезнь у Якунчиковой обостряется.
Глава семейства в срочном порядке перевозит жену и детей в Швейцарию, там они поселяются в Шен-Буржери. Но дни Марии сочтены: она умерла 14 снежні 1902 г. ёй было 32 года.

Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден - Шен-Бужери

Карціны рускіх мастакоў 1899 года

Карціны рускіх мастакоў 1896 года

Карціны рускіх мастакоў 1894 года