Николай Ярошенко (1846-1898), Полтава — Кисловодск

автор картины Всюду жизнь

Ярошенко Николай Александрович — один из лучших художников-реалистов 19 века. Но мало кто знает, что по основному роду деятельности, он был военным, и, отслужив 37 лет, вышел в отставку в чине генерал-майора. Так, ему удалось развиться в двух абсолютно разных ипостасях, в каждой из которых заслужил признание и почет

Ранние годы художника

Путь военного для Ярошенко был уготован с самого детства. Казармы, начиная с 9 лет, и сопутствующая обучению муштра, несомненно, сказались на характере молодого человека. Николай Николаевич, как ответственный и дисциплинированный человек всегда чувствовал ответственность за свой выбор и дальнейшие свои действия, за людей, с которыми ему приходится сталкиваться, и уж тем более на которых он может оказывать влияние посредством своего творчества.

Первые уроки рисования совпали с первыми уроками в Полтавском кадетском корпусе, где учителем Ярошенко по рисованию стал Иван Кондратьевич Зайцев. Бывший крепостной, он закончил Арзамасскую школу живописи, затем Академию Художеств, после получил вольную. По сути, Зайцев — первый художник вообще в жизни юного Ярошенко.

В 17 лет молодой человек поступил в Павловское пехотное училище в Петербурге. В 21 год продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии.

В северной столице, получив одобрение отца, Николай Александрович берет частные уроки у Адриана Марковича Волкова, известного своей картиной “Прерванное обручение”.

ученики на картинах
А. М. Волков, “Прерванное обручение”, 1860 г.

Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, первый успех

Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.

крамской-художник
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.

В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.

дебют в живописи
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.

В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.

Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.

Мария Павловна Навротина

На 1874 год приходится также свадьба Николая Александровича с Навротиной Марией Павловной, которая стала верной спутницей жизни и надежным другом живописцу. Известно, что Мария Павловна до замужества мечтала также стать художницей, но поразмыслив, супруги сошлись во мнении, что, в таком случае, в семье будет царить атмосфера конкуренции, и пусть лучше творчеством занимается Николай Александрович. Но женщина не осталась без дел, развив бурную деятельность в деле создания и сохранения работы Высших Бестужевских курсов.

изображение жены
Портрет Марии Павловны Ярошенко. 1875

Фиксация эпохи

В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.

Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.  

Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.

кочегарка
Кочегар, 1878

«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.

На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.

в тюрьме
“Заключенный”, 1878.

К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.

тюремщик
Голова заключенного. 1878 Этюд
при аресте
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
тюремная жизнь
В пересыльной тюрьме. Около 1876
жизнеутверждающая картина
Всюду жизнь, 1888

В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”. Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено.

слепые идут
«Слепцы», 1879

Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.

молодость в живописи
«Старое и молодое»

Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем. Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание.

девушка идет с курсов вечером
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
нигилист 19 в
Студент, 1881

Окружение художника, «Белая вилла»

Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.

Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.

молодая актриса театра 19 век
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
великий химик
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
изображение женщины
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885

Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.

живопись 19 век
Извержение вулкана. 1898
горный пейзаж
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884
кавказские виды на картинах
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.

усадебный дом
Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»

В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.

Добавить комментарий