Волошин Максимилиан: русский поэт и художник

поэт из Коктебеля

Волошин Максимилиан родился в Киеве 16 мая 1877 года в семье Александра Максимовича Кириенко-Волошина, юриста по роду деятельности. Мать Макса — Елена Оттобальдовна, урожденная Глазер, была женщиной волевой и неординарной. Брак супругов долго не продержался, и в дальнейшем воспитанием сына Елена Оттобальдовна будет заниматься практически единолично.

Образование

Первоначальное образование Волошин получил, занимаясь дома с гувернером. Основной упор в занятиях был сделан на гуманитарные науки. В последующем он обучался, правда, без особых успехов в гимназиях Москвы и Феодосии.
В 1893 году мать будущего поэта купила дом в Коктебеле, куда и перебралась вместе с сыном.

C мамой

В 1897 году, уступив напору родителей, Максимилиан поступил в Московский университет на юридический факультет. Собственная инициатива учиться на историко-филологическом факультете так и осталась не реализованной.
В 1899 году Волошин был исключен из университета на год за участие в «студенческих беспорядках». Однако после восстановления его учеба так и не задалась, и скоро молодой человек окончательно распрощался с так и не полюбившейся ему альма-матер.

Творческая жизнь: поэзия, переводы, живопись
молодость поэта
1896 год.

В 1890-м годом датируется первый стихотворный опыт Волошина. В 1895 году первая публикация его творчества в сборнике «Памяти В. К. Виноградова».

В период с 1898, будучи еще студентом университета, и по 1905 гг. Волошин много путешествовал («годы странствий»). Не имея в избытке средств, он часто передвигался пешком, оставался переночевать в ночлежках, и таким образом исследовал ряд европейских государств (Италия, Швейцария, Германия, Франция, Греция). Полтора месяца Волошин провел в Средней Азии.

Период с 1905 г. по 1912-й поэт назовет позже «годами блужданий». В это время он будет искать смыслы в буддизме, католичестве, увлечется оккультизмом, будет принят в Париже в масоны. В 1914 году его заинтересуют идеи антропософии.

дом в Коктебеле

Не задерживаясь на долго в одном месте, Волошин, тем не менее, был активным участником литературной жизни России. В 1907 г. поэт обосновался в Коктебеле, там он приступил к подготовке цикла «Киммерийские сумерки». Он переводит с французского на русский язык поэзию Поля Верлена, Анри де Ренье, Жозе-Марии де Эредиа, Стефана Малларме, Эмиля Верхарна и прозу Вилье де Лиль Адана, Поля Клоделя, Поля де Сен-Виктора.
В 1910 году вышел первый сборник стихотворений Волошина. В это же время он сотрудничает с журналом символистов «Весы» и акмеистов «Аполлон», все более приобретая авторитет в писательской среде

Крым
Крымский пейзаж 1925

В январе 1913 года в Третьяковской галерее была подвергнута акту вандализма картина И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Этот случай всколыхнул общество. Волошин также не остался в стороне. 13 февраля он выступил в Политехническом музее с лекцией «О художественной ценности пострадавшей картины Репина», суть которой сводилась к тому, что причиной агрессивного поступка вандала стали форма и содержание самого полотна Репина. Лекция аудиторией была воспринята неоднозначно, некоторое время публикации Волошина бойкотировались издателями.

Спустя год, в 1914 г., вышла книга статей Волошина о культуре «Лики творчества». В 1915 г. — стихотворение-реакция на военные события в мире — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). Свою антивоенную позицию Волошин обозначил, написав письмо военному министру, в котором отказался служить в царской армии и участвовать «в кровавой бойне».

горы на картинах
Карадаг в облаках
лунный пейзаж
Луна восходит

В эти же годы поэт плотно занялся акварельной живописью. Основной темой его работ станет Киммерийский пейзаж. Свои акварели Волошин, подобно японским мастерам, подписывал строками из своих же стихотворений. С рядом картин он принял участие в выставках «Мир искусства».
Волошина-художника принято относить к «Киммерийской школе живописи», наряду с Айвазовским, Куинджи и пр. Его акварели можно встретить в Третьяковской галерее, а также в некоторых провинциальных музеях.

Черубина де Габриак, а также дуэль с Гумилевым

Черубина де Габриак — таинственная поэтесса, представшая в русском культурном обществе в 1909 году. 9 месяцев публика не подозревала, что за этим именем скрывается никому не известная учительница Елизавета Дмитриева, и возник этот персонаж с легкой руки Макса Волошина, на тот момент уже знаменитого поэта.

Черубина
Е. Дмитриева

С Дмитриевой Волошин познакомился в начале 1909 года. Незадолго до этого Елизавета, девушка некрасивой внешности, но бесспорно талантливая и по-своему интересная, привлекла своей незаурядностью поэта Н. Гумилева. Между ними завязались весьма непростые отношения, завершившиеся летней поездкой в Коктебель, где центром притяжения людей искусства тогда был дом Макса Волошина.

Волошин был старше Дмитриевой на 10 лет, мудрее и опытнее. В итоге, девушка предпочла его Гумилеву. Отвергнутый поэт уехал из Крыма, Дмитриева осталась до осени. Именно в этот промежуток времени и появилась на свет красавица Черубина де Габриак, талантливая молодая поэтесса. 18-летняя католичка, получившая строгое воспитание в монастыре. Испанка по отцу, русская по матери, она пишет стихи, которые хотела бы публиковать в журнале «Аполлон», но находясь под бдительным контролем отца, общаться напрямую с редактором журнала Сергеем Маковским она якобы не может, а потому возможно это только посредством переписки.

Зачем нужна была эта мистификация? Причина тому — некрасивость Дмитриевой. Есть мнение, что Маковский, редактор журнала «Аполлон», который готовился к печати не без участия Волошина, будучи эстетом вряд ли согласился бы иметь дело с внешне не привлекательной, пусть даже талантливой, барышней. Это никак не вписывалось в аристократическую концепцию журнала.

Розыгрыш удался на славу. Заинтригованный изысканными письмами незнакомки с непростой судьбой, Маковский не на шутку увлекся поэтессой. Дмитриева и Волошин осознали, что рано или поздно нужно будет положить конец этой игре, т.к. ажиотаж вокруг Черубины только нарастал и оставаться безликой долго девушке не удастся.

Проговорившись поэту-переводчику Иоганну фон Гюнтеру об истинном лице, скрывающемся за маской Черубины, Дмитриева положила начало конца мистификации. Тот, в свою очередь, поделился информацией с Михаилом Кузминым, а далее обо всем узнал редактор Маковский, до последнего не веривший в то, что его разыграли.

поэты-дуэлянты
Гумилев Н. и Волошин М.

Узнал о дурной шутке и Н. Гумилев. Когда маски были сброшены, он публично кинул Дмитриевой: «Ты была моей любовницей, на таких не женятся». Волошин, узнав об оскорблении Елизаветы, также публично дал пощечину обиженному когда-то девушкой поэту. Была назначена дуэль, оба поэта остались целы и невредимы, но об этом скверном эпизоде еще долго злословили. Выдуманная Волошиным и Дмитриевой история с Черубиной, начавшаяся незатейливым розыгрышем, завершилась скандально и неловко.

Над схваткой

гости поэта
Волошин в центре

Годы революции и гражданской войны Волошин предпочел остаться на родине. Он говорил: «Когда мать больна — дети ее остаются с нею». Став над схваткой, он всеми силами боролся за «бессмысленное уничтожение» памятников, книг, людей. Так, в 1918 г. его заботами было спасено от разгрома имение Э. А. Юнге, где хранилось множество произведений искусства, редкая библиотека.

праздники в Коктебеле революция

Летом 1919 года Волошин спас от белогвардейского самосуда генерала Н. А. Маркса, видного ученого-палеографа, составителя «Легенд Крыма», который в прошлом имел дело с большевиками. В мае 1920 года, когда белой контрразведкой был раскрыт подпольный большевистский съезд, собравшийся в Коктебеле, один из делегатов нашел приют и защиту в доме Волошина. В конце июля Максимилиан Александрович помог освобождению поэта О. Э. Мандельштама, арестованного белогвардейцами.

Волошин о Крыме

Отношение Волошина к Крыму, как части государства Российского, можно понять из письма к А. Петровой, написанное 10 мая 1918 года: «Крым слишком мало Россия, и в сущности почти ничего кроме зла от русского завоевания не видал за истекшие полтора века. Самостоятельным он быть не может, так как при наличности двенадцати с лишком национальностей, его населяющих, и притом не гнездами, а в прослойку, он не в состоянии создать никакого государства. Ему необходим «завоеватель». Для Крыма, как для страны, выгодно быть в ближайшую эпоху связанным с Германией непосредственно (а не с Украиной и не с Австрией). [… Гораздо сложнее вопрос психологический, для нас русских, связанных всеми корнями своей души с Киммерией. Наша физическая — земная родина хирургически отделяется сейчас от родины духовной Святой Руси)».

дом у моря
дом М. Волошина в Крыму

Личная жизнь

В 1906 году Волошин женился на художнице Сабашниковой Маргарите (Аморя, Маргоря) Этот союз продержался недолго, Сабашникова ушла от Макса к поэту Вячеславу Иванову и его супруге Лидии, решив образовать с ними вместе семью нового типа.

невеста поэта
Маргоря, Маргарита Сабашникова.

В 1922 году, когда в Крыму начался голод, Волошин нанял фельдшера из соседнего селения Заболоцкую Марусю для ухода за своей престарелой матерью. Так, Маруся и осталась в доме поэта на правах жены, хозяйки его дома.

третья жена
Волошин Макс с супругой Марией Степановной

Умер Макс Волошин 11 августа 1932 года, ему было всего 55 лет. Похоронили его на холме Кучук-Енишар, ограничивающем Коктебель слева, так же как Карадаг ограничивает его справа. Марии Степановне удалось сохранить дом поэта, не нарушив его порядков — его двери по-прежнему были широко открыты для поэтов, писателей, художников, да и просто странников.

смерть поэта

Добавить комментарий