Якунчикова Мария Васильевна (1870-1902), Висбаден — Шен-Бужери

художница вебер

Якунчикова Мария Васильевна (Вебер в замужестве) — русская художница конца 19 века. В отечественном искусстве она одна из первых обратилась к символизму и модерну. Занималась графикой и прикладным искусством (в частности, ею была разработана техника выжигания рисунка по дереву с последующим нанесением красочного слоя), также Якунчикова профессионально освоила технику цветного офорта.

линогравюра
Непоправимое (1893-1895)
работы Якунчиковой
Влажный январь в Медон, 1898 г. Выжигание по дереву и масло.
работы художницы
(1893-1895), бумага, цветной офорт.

Происхождение

Мария Васильевна родилась 19 января 1870 года в семье богатого московского промышленника — Василия Ивановича Якунчикова. Мать Марии, Зинаида Николаевна, принадлежала к богатой купеческой династии Мамонтовых, знаменитой своим покровительством искусству и хорошо разбиравшимся в нем. Сама Зинаида Николаевна отлично играла на фортепиано, и устраивала музыкальные концерты в своем доме.

Образование

В семье Якунчиковых большое внимание уделялось образованию, в связи с чем Мария помимо основных занятий брала уроки музыки и живописи. И если музыку пришлось оставить по состоянию здоровья, то живопись стала делом ее жизни.

Рисунок и живопись Мария изучала с детства, причем преподавателями ее всегда были профессиональные художники. В 15 лет (1885 год) Якунчикова вольнослушателем стала посещать Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Навыки свои она закрепляла также, посещая рисовальные вечера художника Василия Поленова, который, кстати сказать, был супругом ее старшей сестры.

Дальнейшее художественное образование Якунчикова получала уже в Париже, куда уехала в 19-летнем возрасте по настоянию врачей, рекомендовавших ей сменить климат по причине диагностированного туберкулеза. Мария отучилась четыре года в знаменитой академии Жюлиана, работая там в мастерской Вильяма Адольфа Бугро и Тони Робер-Флёри. На протяжении всей своей оставшейся жизни на родину приезжала она только в летний период. Здесь, усадьбы Абрамцево (Абрамцевский кружок Саввы Мамонтова) и Введенское, стали излюбленными местами Якунчиковой для творческой и плодотворной работы.

В 1891 году впервые талант Марии был оценен по достоинству Третьяковым П.М., приобретший для своей коллекции ее картину «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода».

Творческая жизнь в Европе

Обосновавшись в Париже, Якунчикова с большим интересом посещает местные музеи и художественные выставки. Много читает по теме искусства и стремится для себя обосновать его значение в жизни людей, определиться с собственной позицией относительно перемен в художественной среде. Ее все больше привлекает декаданс и символизм.

Академию Жюлиана Мария оставила в 1892 году, когда поняла, что учиться там ей больше нечему. В этом же году она открыла собственную мастерскую, после чего последовало активное в творческом плане десятилетие в жизни художницы Марии Якунчиковой.

творчество Якунчиковой-Вебер
За этюдом. 1898-1890

В этот 1892 год Мария берет уроки по созданию офорта (разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати) и добивается серьезных успехов в этом деле. Постепенно в творчестве у нее вырабатывается собственный, узнаваемый, стиль в рамках популярного тогда модерна.

В 1894 году Якунчикова принимает участие на выставке Салона Марсово поле с картиной «Отражение интимного мира».

В 1895 году Мария Якунчикова увлекается выжиганием по дереву с последующей росписью красками. Создает в этой технике несколько панно, отличающиеся некой особой пронзительностью восприятия. Убедитесь сами на изображении ниже.


Выжженные панно «Окно» и «Весло» в 1897 году Якунчикова представляет на очередной выставке Салона Марсова поля. В этом же году она начнет осваивать оформление книжек.

Вообще, 1897 год стал очень плодотворным годом для Якунчиковой. Именно тогда ею были созданы одни из лучших работ: «Свеча. Задувает», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы».

В 1898 году Сергей Дягилев обращается к Якунчиковой с пожеланием украсить обложку «Мира искусств» ее эскизами, близкими по духу стилю модерн, который, собственно, авторы этого журнала активно и «продвигали» в России, как новое, прогрессивное веяние в мировом искусстве.

В 1900 году в Париже была проведена Всемирная художественно-промышленная выставка. Якунчикова не осталась в стороне от этого знаменательного события и приняла участие в оформлении Кустарного отдела Русского павильона, а также экспонировала там и свою работу: большое вышитое с элементами аппликации панно «Девочка и Леший». Однако серебряную медаль получило другое выставочное предложение Якунчиковой — полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная по ее эскизам.

сказочная картина
«Девочка и Леший».
портрет художницы
За работай.

Якунчикова и Поленова, Пикок.

В 1897 году в Париже Якунчикову навещает художница Елена Поленова, которая до самой своей смерти (1898 г.) была одной из немногих ее близких подруг-единомышленниц. В какой-то мере Поленова оказала влияние на дальнейшее развитие творческого потенциала Марии. Благодаря ей Мария увлеклась фольклорными мотивами, а также декоративно-прикладным искусством.
Отдельно стоит сказать о Нетте Пикок, англичанке прогрессивных взглядов, с которой были очень дружны Якунчикова и Поленова. Нетта не была художницей, но была активным общественным деятелем, ратовавшим за права женщин и вообще за защиту всех угнетенных.
Знакомство в Париже с русскими малоизвестными художницами для Пикок стало открытием и ее энергичной натуре потребовалось поделиться этим со всем европейским миром. В частности, она устраивала во французских, немецких и английских журналах публикации, посвященные деятельности Якунчиковой и Поленовой.

Нетта Пикок
Нетта Пикок

Поленову Елену Дмитриевну Пикок обозначила «направляющим и просвещающим духом небольшой группы московских художников, успешно обративших свое внимание на декоративное искусство, так что порожденное ими движение, скорее всего, будет приобретать все больший вес и должно рано или поздно распространить свое влияние за пределы собственной страны», что, собственно, и произошло после Всемирной выставки 1900 года, когда Европа вдруг «открыла» для себя Россию, и на несколько десятилетий после этого все «русское» было там весьма популярно.
Якунчикову Пикок широко анонсировала В Англии и всячески содействовала продажи офортов русской художницы. Но локомотивом нового направления в искусстве Пикок признавала все же Поленову.
Однако, ранняя смерть сначала Елены Дмитриевны, а затем и Марии Васильевны, поставила точку в развитии проекта Нетты Пикок по популяризации русских художниц.

Личная жизнь

панорама
В Введенском.

В тот плодотворный 1897 год Мария Васильевна стала женой студента медицинского факультета Сорбонны Льва Вебера. Через год у них рождается сын Степан. Совсем маленьким, ему диагностируют ту же болезнь, что и у матери — туберкулез (пальца). Ребенка удалось спасти, однако силы Марии от переживаний и напряжения слабеют. И после рождения второго сына — Якова — болезнь у Якунчиковой обостряется.
Глава семейства в срочном порядке перевозит жену и детей в Швейцарию, там они поселяются в Шен-Буржери. Но дни Марии сочтены: она умерла 14 декабря 1902 г. Ей было 32 года.

Добавить комментарий