Тимирязево: «Твое село — твой дом родной», история поселка

тимирязевское поселение

Проходят годы, десятилетия, века… Стираются из людской памяти события, факты, имена. А ведь только исторической памятью и почтением к своим предкам жив и крепок человек. Уважаемый читатель, здесь вы найдёте материал о Тимирязевском сельском поселении Новоусманского района Воронежской области.

Что известно о землях в Новой Усмани

памятник воеводе
Памятник воеводе Б. В. Собакину

История заселения территории Новоусманского края древними людьми изучена крайне слабо. Лишь во второй половине XX века воронежские учёные-археологи А. Н. Москаленко, А. Д. Пряхин и другие провели ряд раскопок поселений и могильников, относящихся, по их мнению, к бронзовому веку.

Известно, что в допетровское время на территории Воронежских земель стали возникать сторожевые крепости, как защита от набегов кочевников. Образование Усмани относят к 1598 году, основателем села считается Борис Васильевич Собакин, царский воевода родом из Твери. В 2019 году в районном центре ему был установлен памятник. Недалеко расположен монумент Ульянову-Ленину В. И. Вождь смотрит в том же направлении, что и царский воевода.

Памятник Ленину в Н. Усмани

Где находится Тимирязевское сельское поселение

Посёлок Тимирязево расположен на востоке Новоусманского района. Южной границей села является автодорога А144, северной — р. Хава. В юго-западной части поселения протекает р. Тамлык. На территории поселения расположено несколько населённых пунктов, являющих собою небольшие хутора, деревни и сёла: Волна-Шепелиновка, Шуриновка, Горенские Выселки, Ушановка, Успенская Хава, Крыловка, п. Михайловка, Лутовиновка, Садовый. Площадь поселения — 11983,34 га. Численность населения — 2623 человек.

Р. Хавка под мостом

Территориально-административное деление

В декабре 1917 на территории Воронежской области была установлена советская власть. На основании постановления Совета Народных комиссаров от 24 декабря 1917 г. в деревнях и сёлах стали создаваться сельские Советы — органы государственной власти на селе.

вид с тимирязева на волну
Вид на Волну-Шепелиновку

В 1918 г. были организованы Горенско-Высельский и Крыловский сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Сосредоточив в своих руках государственную власть в деревнях, Совет решал вопросы землеустройства, охраны порядка, оказывая помощь крестьянской бедноте и частям Красной Армии.

Сначала сельсовет избирался на 3 месяца, а с 1922 — сроком на 1 год. Горвысельский сельский Совет относился к Рождественской волости, а Крыловский — к Рогачевской. В 1920 году в стране введено новое административное деление: волости и уезды были упразднены, а вместо них были введены районы. Названные сельсоветы вошли в состав Рождественско-Хавского района Центрально-Черноземной области (с 1394 года — Воронежская область).

В 1936 году в стране была принята новая Конституция. А в 1939 впервые были проведены выборы депутатов в сельский совет на основе прямого равного права при тайном голосовании. После выборов сельсоветы уточнили своё название: Горвысельский и Крыловский сельские Советы депутатов трудящихся. Изменилась форма деятельности органа власти. Основные вопросы стали решаться на сессиях, которые проводились один раз в два месяца. Для практической работы стал избираться Исполнительный комитет, в составе которого входили: председатель исполкома, секретарь и 3-5 членов.

В последующие годы стали создаваться постоянные комиссии по основным вопросам деятельности. Указом президиума Верховного Совета РСФСР в 1960 Рождественско-Хавский район был ликвидирован. Горвысельский и Крыловский сельские советы вошли в состав Новоусманского района.

21  декабря 1961 г. Новоусманский райисполком принимает решение №493 о слиянии двух маленьких советов — Горвысельского и Крыловского. Был образован один — под названием Тимирязевский сельский Совет депутатов трудящихся Новоусманского Района Воронежской области. В него вошли населённые пункты п. Тимирязево, Горенские Выселки, с. Казанская Хава, с. Успенская Хава, п. Ямки, п. Муравейник, с. Ушановка, с. Шуриновка, с. Крыловка, п. Михайловка, п. Садовое, п. Тамлык, Ольховатка, Всего населения было 3000 человек. В связи с принятой новой Конституцией в 1977 году с/совет уточняет своё название: Тимирязевский сельский совет народных депутатов. Функция его осталась прежней.

После событий 1991 г. началась реорганизация органов государственной власти. Так был упразднён исполком областного совета. Глава администрации района своим постановлением упразднил исполком районного совета №1 от 20.11.91 г. и постановление №67 от 28.12.1991 «О главах сельских Администраций», в том числе главу Тимирязевской сельской администрации. А глава сельской администрации своим постановлением №1 упраздняет исполком сельского совета. Руководствуясь указом президента РФ от 27 октября 1993 г. “О реформе местного самоуправления” в РФ постановлением главы администрации Новоусманского района №455 от 15.10.1993 г. “О представительных органах власти и местного самоуправления” Тимирязевский сельсовет был ликвидирован. Вся полнота власти перешла сельской администрации.

В процессе деятельности сельского совета образовались дела: протоколы сессий заседаний исполкома сельского совета, сходов граждан, документы по подготовке и проведения выборов, похозяйственные книги.

Председатели Тимирязевского сельского совета: с 1971г — Минаков Леонид Алексеевич, Ткаченко Таисия Кузьминична, Шашурин Иван Андреевич, Кранин Виктор Владимирович, Ребриев Анатолий Владимирович (на момент написания).

Что было на месте Тимирязева раньше

въезд в Тимирязево

Посёлок объединил три владельческих усадьбы воронежских дворян Шуриновых. Главная же, четвёртая фамильная усадьба, была расположена на противоположном высоком правом берегу реки в п. Волна-Шепелиновка.

В первой половине XVIII века на месте современного села Волна был небольшой хутор Хава, владельцем которого был отставной флотский капитан И. Я. Шепелинский. При нём была выстроена деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери, и уже в 1779 г. на карте генерального межевания село значится как Казанская Хава. В 2019 году храм начали реставрировать, на момент написания статьи восстановительные работы завершаются.

  • реставрационные работы волна-шепелиновка
  • прихожане
  • Нина Григорьевна Копытина на фоне купола
  • поднятие купола на храм
  • ремонт церкви на Волне
Церковь на Волне в 2022 году.

Во второй половине XVIII века земли вокруг села, а так же и само село Казанская Хава были приобретены майором П. А. Шуриновым, только получившим дворянство. После его смерти в 1820 году имение досталось Павлу Петровичу, а от него — Константину Павловичу Шуринову.

К.П. Шуринов (19.03.1818—1.12.1883гг) много времени посвящал своим усадьбам. О нём писали в газетах того времени: “Посвятив свои силы и знания сельскому хозяйству, он обратил особое внимание на коневодство и много содействовал успеху его в ближайшем районе своим прекрасным конным заводом”. В 1861 г. К.П.Шуринов расселяет часть крестьян на свои земли на левом берегу р. Хава. Так образуются несколько хуторов — Казанская Хава, Шуриновка, Павловка и др.

После смерти К. П. Шуринова его усадьбы отошли вдове Марии Михайловне, в девичестве Сафоновой, и сыновьям: Николаю (1865-1922), Константину (1869-1917), и Павлу (1872-1922), ставшими последними владельцами Шуриновского имения. Причём большая часть имущества, как свидетельствует статистика начала XX века, принадлежала М. М.Шуриновой (1800 десятин земли, два конных заводов, на 31 и 18 лошадей и владельческий хутор при р. Хава). А также среднему сыну — Константину Константиновичу (900 десятин земли и усадьба при р. Хаве). В 1900г. Шуриновым принадлежали: Хутор М. М.Шуриновой на р. Хава, в котором проживало 57 человек, усадьба Н. К. Шуринова (15 человек), усадьба К. К. Шуринова (8 человек), усадьба П. К. Шуринова (26 человек), хутор “Павловский” П. К. Шуринова (1 человек).

Как минимум три хутора из названных находились на территории современного посёлка Тимирязево. Население в 1900 г. составляло около 100 человек. В 1906г. практически все усадьбы Шуриновых были сожжены крестьянами из соседних деревень. Не пострадала только усадьба Н. К. Шуринова в селе Волна-Шепелиновка.

В списке сгоревших построек М. М.Шуриновой — конный двор с конюшнями, амбары, контора, баня, мастерская, флигели и барский деревянный на каменном фундаменте, крытый железом дом с находящейся в ней мебелью и имуществом. От этой усадьбы остались лишь каменная людская, но и в ней повыломали полы и повыбивали рамы. Также было сожжено имение К. К.Шуринова, находившееся в расстоянии менее полверсты от усадьбы матери. Сгорели и имения Николая и Павла Константиновичей, расположенные через луг вгору. Сегодня в посёлке Тимирязево сохранился лишь один дом Шуриновых — в нём располагается сельская администрация.

Историческая справка о с. Тимирязево

Местность посёлка — это равнина и холмы покрытые лесом. По территории поселения рядом с лесом и заливными лугам протекает река Хава (приток реки Усманки). Сегодня Тимирязево включает два небольших старинных поселения: п. Ямки и Муравейник. После установления советской власти в последнем было организовано показательное хозяйство “Коммуна”, которое объединило беднейшие слои крестьян. Название Муравейник закрепилось потому, что люди прибывали сюда со всех близлежащих деревень, как муравьи, поскольку государство оказывало помощь в обеспечении населения техникой и семенным материалом. Названия «Коммуна» и «Муравейник» и сегодня употребляется местными жителями для условного обозначения частей села.

В годы войны на фронт ушли 250 тимирязевцев, из них 112 не вернулись. В 1967 году был построен и установлен в центре села памятник погибшим воинам. В 1990 году добавился новый памятник — коленопреклонённый воин.

Ранней весной, когда с лугов сходит вода, прорастает густая, луговая трава. Распускаются колокольчики желтые и малиновые, цветет и благоухает черемуха и сирень. Буйное цветение приходится как раз на 9 мая — в советское и постсоветское время дети собирали букеты, чтобы подарить их ветеранам.

В 1960 году, объединив маленькие посёлки, государство создало большой совхоз Трудолюбово. Позже из него были организованы три совхоза: Крыловка, Юбилейный, Тимирязево. Еще перед войной, в 1941 г., эти земли были переданы тресту пригородных хозяйств по выращиванию овощей и фруктов для Воронежа. В Тимирязевском занимались выращиванием свеклы, помидоров и огурцов, Крыловский славился яблочными садами. Каждый год сюда приезжали студенты и преподаватели из ВУЗов на практику. Для них были предусмотрены несколько общежитий — ни одно из строений не сохранилось. Примерно до 1990 года в Тимирязеве работали теплицы. С началом перестройки все было разрушено.

  • посевная в ссср
  • горячая пора
  • обед в поле
  • дети поют для рабочих
сенокос в деревне
Роса спала — комбайны вышли в поле.

Также стоит отметить, что до начала 90-х годов в Тимирязеве работал пионерский лагерь «Романтика» — он был построен на месте старинного яблоневого сада, причем при строительстве ряд деревьев оставили, они плодоносят до сих пор. Во время перестроечного раздрая все это хозяйство было разорено, палатки, одеяла, подушки и вообще все, что можно было унести — все расхищено. Какое-то время на территории лагеря угадывались асфальтовые дорожки с рядом фонарных столбов, помещение столовой и других построек. Сейчас здесь все заросло, но старые яблони по-прежнему можно найти.
Что интересно, в сети нет никакой информации о лагере «Романтика», не сохранилось ни одной фотографии — никаких следов былой роскоши.

  • Зенин директор совхоза

О библиотеке

2019 год. Здание Дома культуры и библиотеки уже закрыто. Сейчас в нем нет дверей и окон. Говорят, будут восстанавливать.

До 1971 года должность заведующей Тимирязевской библиотеки занимала Баточкина Зинаида Николаевна (1916 г. р.). Воспитывалась в семье священника где-то в Воронеже или области, рано начала писать стихи. В годы войны работала в военкомате, все работники которого находились на особом положении, дисциплина была железная. Воронеж бомбили в 1942-м, и Зинаида Николаевна несколько раз попадала под бомбежку, однако, по ее воспоминаниям, на работу нужно было попасть в любом случае. Позже их отдел эвакуировали. По дороге в эвакуацию она снова попала под обстрел: тогда многие погибли, а ее, как она говорила, хранил Бог. Стихов она написала много, но стеснялась их показывать. Были стихотворения о войне, природе, любви. Одно стихотворение, написанное в молодости, оказалось в библиотеке. Молодые люди и в войну мечтали о мирной, красивой жизни, о любви:

Мираж

Вхожу я в зал французского двора,
Все двери настежь, королева - я.
Фрейлины милые, головки наклоня,
Блистая юностью, приветствуют меня.

И рыцари, склоняясь до земли,
Мне перьями от шляп дорогу размели.

Здесь всюду блеск сияющих камней,
Парчи и золота, улыбок и свечей.
Любовь и роскошь - все здесь напоказ,
И лишь один не поднимает глаз.

В печальной бледности лица его овал,
Да кудри до плеча, как дорогой опал.
Он бледен - как сюда попал, пока не знаю я,
И лишь растрогана до слез душа моя...

И несколько строк о Тимирязеве, в которое она приехала и поселилась уже в зрелом возрасте.

Родное село

На волновской горе лес зелёный шумит,
А внизу под горой речка Хавка бежит.
Вот раскинулся луг в колокольчиках весь - 
Тимирязево вдруг обустроилось здесь.

Сотни разных машин по асфальту снуют,
Мужики на посев рано утром бегут.
На деревьях вокруг птицы песни поют -
Перемен на добро тимирязевцы ждут!
 1990 год

В 1971 году в Тимирязево прибыл молодой специалист — Иванникова (в замужестве Минакова) Татьяна Афанасьевна (1952 г.р.). Сюда она прибыла по распределению после окончания Моршанского библиотечного техникума и проработала до 2016 года.

  • Минакова Татьяна

Библиотека располагалась на втором этаже здания Дома культуры (построенном ориентировочно в 1968 году), помещение было большим и совершенно не отапливаемым. Зимой библиотекарю и читателям приходилось тяжело, выручал калорифер.

Книжный фонд — 17 тыс. состоял из отделов классической, зарубежной, научной, детской литературы. Газеты и журналы всегда приходили вовремя. В советское время читателей было много, потом стало сокращаться по причине оттока населения.

Сейчас клуб в аварийном состоянии: во время урагана ветер сорвал шиферные листы с крыши. Своевременно ремонтные работы проведены не были — управление поселения не нашло на это средств. После первого же проливного дождя помещение библиотеки стало заливать. Однако книги спасти удалось. Большую часть из них перевезли в районную библиотеку, остальные разместили в помещение конторы — некоторое время маленькая комнатушка, заставленная книгами, и была библиотечным пунктом. Но недолго. Спустя незначительное время в административном здании случился пожар. Чудом комната с книгами осталась в сохранности.

  • старое здание конторы
  • горелая кантора

После этого книги перенесли в здание бывшего сельского совета, которое когда-то было частью усадьбы Шуринова.

Слева вход в сельсовет и в библиотеку, справа синяя дверь — медпункт.

Медицинский пункт

Долгое время, около 30 лет, обязанности фельдшера в Тимирязеве выполняла Сафонова Любовь Тихоновна. Несколько лет назад Любови Тихоновны не стало, с тех пор постоянного фельдшера здесь нет.

Вырезка из районной газеты.

Столовая

Построена также после войны, была оснащена всем необходимым оборудованием, помещение хорошо спланировано. До 1998 года заведующей столовой была Копытина Нина Григорьевна. Под ее началом разрабатывалось меню для трудящихся, школьников и студентов в свое время.

столовая совхоза Тимирязево

Тимирязевская школа

Директор с/школы в 1980-1990х годах Акаткин Н. М.

До 1988 года юные тимирязевцы ходили в школу, построенную после войны. Это было одноэтажное здание П-образной формы. Новая школа представляло собой строение в два этажа. Она удобно располагалась рядом со столовой. На школьной территории была спортивная площадка, оснащенная оборудованием (турниками, футбольными воротами). Рядом был разбит небольшой парк — место для фотографий учителя с классом.

  • школьный парк

В последние годы обучающихся в школе насчитывается в среднем 60 человек — количество населения в Тимирязеве с каждым годом уменьшается.

  • выпускной в сельской школе
  • выпуск 95
  • выпускной 97

В 2010 году в п. Тимирязево пришёл газ. Газифицированы школа, детский сад. Население продолжает газифицироваться.

Фото жителей села

  • Минаковы Гриша и Матрена
  • как развлекалась сельская молодежь при ссср
  • сельская молодежь 1970х
  • свадьба в деревне
  • советские молодые женщины в селе
  • Супруги Минаковы
  • Братья иМинаковы
  • Копытина нина Григорьевна
  • сельский детсад
  • как отмечали праздника в сссср
  • жизнь в ссср
  • советские люди
  • сельская молодежь
  • молодежь в селе

История Ушановки

Село расположилось на юге от центра Тимирязева приблизительно в двух километрах. Ещё в конце XVIII века митрополит Евгений Болховитинов отметил, что в российской истории места Воронежской губернии с прочими украинскими местами издревле назывались просто «полем», по причине “ненаселения сих мест”. Понятие “Поле”, или “Дикое поле”, удерживалось у крестьян до конца XIX века. Так назывались по старой памяти те места, которые раньше были никем не заняты, пустующие земли. С течением времени это понятие вошло даже в официальный крестьянский язык. И вот такие пустыри, или “Дикие поля”, стали на протяжении XVIII-XIX столетий заселятся свободными поселенцами.

Происходило это на основании установленных местными обычаями приёмов. Старинные поселения, основанными служилыми людьми, оказались впоследствии центрами, из которых вышли основатели позднейших поселений. Очевидно, что, раз при обычных формах хозяйствования населению в каком-либо поселении становилось тесно и недоставало земельных угодий, часть жителей выходило на ближайшие пустующие пространства, занимая их посёлками и хуторами на праве вольной земли (заимки). Именно вследствие этих причин в середине XIX века возникло новое поселение — Ушановка.

Основано оно было выходцами из Рыкани (изначально — Малая Усмань) и являлось частью Крыловки (также оно имело название Ушановы хутора). Расположилось новое селение на реке Тамлык. По местным преданиям, в числе первых поселенцев были братья Гаврил и Павел Худяковы, имеющие “уличное прозвище”, или подворье, Ушановы. От этого прозвища и пошло название населённого пункта.

В 1900 году в Рыканских Выселках (так в то время назывались совместно поселения Крылово и Ушаново) имелось 198 дворов и 1645 жителей. В селе было одно общественное здание, земская школа, 8 кирпичных заводов и 4 кузнецы, 3 мелочные лавки, 2598,8 десятин земли приходилось на совместное владение с жителями села Рыкань (Малой Усмани).

Населения на 1 января 1905 года составило: 232 двора, 1792 жителя. В крыловской земской школе обучалось: 61 мальчик и 15 девочек. В Ушановской школе грамотности — 21 девочка (по сведениям о населённых местах Воронежской Губернии издания Воронежского статистического комитета. Воронеж 1906 год).

Народное образование в Воронежском уезде в конце XIX — начале XX веков развивалось успешно. Крестьяне стремились к грамотности для получения прав на льготы, дарованные царской властью в зависимости от образования (особенно при отбытии воинской повинности). Сельские общества, в том числе ушановское, всячески способствовали этому делу. Их забота об образовании своих детей выражалась в затратах по содержанию сельских школ и в снабжении их всем необходимым, в том числе учебными пособиями. Так, в 1883 году земством на содержание школ было израсходовано 110 967 рублей, сельскими обществами — 48 605 рублей. На эти средства содержались исключительно учебные заведения земства Воронежского уезда и сельских обществ (школьн. грамотности), а также народные библиотеки при этих школах, библиотеки-читальни. Проводились в библиотеках занятия со взрослыми, различные экскурсии для учащихся и многие другие внешкольные образовательные программы.

Министерские же школы финансировались Министерством народного просвещения. Церковно-приходские — за средства церкви и пожертвований горожан. Ушановка и сейчас оставляет впечатление своим великолепием природы, свежим воздухом и тишиной. И хочется надеяться, что со временем одно из красивейших мест Подворонежья станет ещё краше и люди будут с большим желанием приезжать сюда.

История села Шуриновка

Находится на востоке от посёлка Тимирязево. Вначале это селение находилось в 5 км к северо-востоку от его нынешнего местоположения на правом берегу речки Хавы. Само поселение образовалось ещё в начале XVIII века — в письменных источниках датируется 1722 годом.

После отмены крепостного права в 1861 году владелец Казанской Хавы Дмитрий Петрович Шуринов насильственно переселил своих освобождённых крестьян в степь за пределы владений, где до сих пор и находится эта деревня. Расположилась она при овраге Душегубка. На новое место было перенесено и прежнее название — Казанская Хава, хотя теперь речки Хавы поблизости не было, также отсутствовала и церковь. В том месте, где раньше было старое село Казанская Хава, теперь находится дачный посёлок Волна-Шепелиновка.

Бывший дворовый помещика Д.П. Шуринова Ложкин Матвей Александрович после 1861 года выселился на пустошь при реку Душегубке и основал свою владыческую усадьбу в один двор, которую обслуживали: 12 человек мужского пола и 10 человек женского.

К 1900 году в самой Шуриновке уже было 70 дворов и 525 жителей, имелось также общественное здание. Население на 1 января 1905 составило: 98 дворов и 578 жителей. Количество обучавшихся в Шуриновской земской школе: мальчиков 45, девочек 10 человек. За неимением своего храма жители Шуриновки являлись прихожанами Покровского храма с. Горенские Выселки. Такова история одного из прекрасных уголков Новоусманского края земли Российской.

Успенская Хава

На просторах “Дикого поля” в XV веке в процессе распада Золотой Орды почти все земли центрального Черноземья вошли в состав Большой Орды. Кроме кочевого скотоводства татары занимались и земледелием, для занятия которым более всего подходили плодородные земли черноземья, в частности, расположенные в районе реки Хавы, которая впадает в реку Усмань.

В ходе междоусобной борьбы татарских ханств Большая Орда была разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем и прекратила своё существование. Земли, принадлежавшие прежде Большой Орде, стали с 1502 года ничейными. С тех пор они носили название “Поле” или “Дикое поле”.

В документах 30-40 годов XVI века сообщается о появлении в пределах современного центрального Черноземья вольных казаков. В 1696 в году со взятием Азова начинает заселяться территория между крайними русскими поселениями у Белгородской черты и городками донских казаков. В этот период и возникает небольшое село под названием Успенская Хава. Названо оно так по церкви и по местоположению его на реке Хава.

Все постройки села были деревянными или деревоземляными. Жилая связь (изба) стояла посередины двора, впереди к полю — гумно, позади к реке — помещения для скота, огород и баня. У домов два крыльца — одно на юг, другое (для выноса помоев) — на север. Продолговатой стороной, на который были расположены красные (главные) окна, дом обращён всегда на юг.

Жилая изба стояла обыкновенно на западной стороне, холодная горница на восточной. Дома были сосновыми или ольховые в 8 или 9 аршин, ставились на мху. Печь была расположена в правом дальнем углу, труба от неё выходила в сени над дверью. Налево от двери была Божница (святой угол). Позади избы “залавок” или “примост” где спали зимой, над ними — “полати”.

Жилая деревянная архитектура развивалась медленнее каменной. Количество населения в селе на 1 января 1905 составило 29 дворов и 126 жителей (по сведениям о населённых местах Воронежской Губернии)

Ещё недавно в Успеновке был весьма редкий памятник — деревянная ярусная церковь в честь Успения Божией Матери 1768 года постройки. Это строение красноречиво свидетельствовало о мастерстве зодчих того времени. Освещал Храм управляющий Воронежской Епархией Епископ Тихон II. Жители села Горенские Выселки до построения своего храма была прихожанами этой церкви села Успенская Хава.

О селе Крыловка

Поселок расположен в южной части Тимирязевского поселения на правом берегу реки Тамлык. Основано оно было в XIX веке как выселки из села Рыкань, поэтому сначала именовалось как Рыканские Выселки. В 1840 году здесь была построена Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1850 году численность населения села составило 866 человек, 88 дворов. К 1900 году — 1635 человек, работала школа, 3 лавки. Действовало 8 кирпичных заводов, 3 кузницы. В 2007 году в селе Крыловка проживало 148 человек.

Деревня Михайловка

Расположена в южной части поселения. В 1869 году в деревне проживало 146 человек. В 1900 — 259, в 2007 — 758 человек.

Поселок Садовой

Расположен рядом с деревней Михайловка. На его территории размещался конный завод. И. Н. Паньшина (19 лошадей). Комплекс построек, которые сохранились до наших дней. Сейчас в посёлке проживает 165 человек.

Деревня Лутовиновка

Расположена в южной части Тимирязева. Второе наименование этого хутора — Безымянный. В 1859 году здесь проживало 7 дворов с населением 106 человек. В 2007 году постоянное население в деревне отсутствовало. Территорию занимают дачи воронежцев.

Обряды и обычаи Новоусманского края

Одежда мужская: рубашка конопляная белая с прямым воротом, позднее с косым. На спине снизу нашивали холстинную подоплёку и на плечах выстраивали стрелки. Поясом из разноцветных шерстей опоясывались под самой грудью, на поясе висела мошна с деньгами и кожаные ножны со складным ножиком. Лапти носили лыковые. Халат из серого сукна, а у некоторых совсем белый, широкий и не длинный. Чекмень (суконная верхняя одежда) из серого сукна с перехватом на поясе, а также ременной застёжкой на левом боку.

Женская: рубашка конопляная с прямым воротом и длинным воротником. Шушпан (верхняя одежда) суконный белый. Лоскутья — белое льняное полотно, которым, накрывались немолодые женщины по кичке (головной убор). В праздники одевались по особому: рубашка льняная или канифасовая, кокошник шитый золотом (у девиц бумажный колпак), нарядная душегрейка. 

Юбки были каламенковые полосатые и ситцевые. Шушуны длинные китайчатые, каратаи китайчатые, очень короткие; а также черевики (башмаки) Молодые женщины кокошник покрывали алым платком.

Свадьбы

Начинались с девичника. Подруги невесты ходили по улицам села и распевали песни и били в такт в сенокосную косу. Затем за невестой приезжал свадебный поезд с женихом. На выкупе брат или племянник невесты говорил: “Дружке, купи, такие возьмёшь (невесту): дай куницу, да лисицу, да конец пирога, да табаку”. На шее у жениха висела алая лента, а иногда ещё и голубая. После венца, в церковной караулке невесте раздвояли косу на две и одевали кокошник. На второй день свадебных гуляний пекли каравай и приносили к столу в решете.

Похороны

Покойника не обмывали и не переодевали. Делали всё это перед кончиной. На окне умирающего ставили воду в чашечке, т. к. по поверью душа во время своего исхождения омывается в ней. Изголовье в гробу делалось из берёзовых веников. Хоронили покойника в одном белье и в чёрных шерстяных карпетках. Перед  захоронением его обязательно отпевали в церкви. Если гроб везли на телеге, то рядом садилась жена покойника, наклонясь над гробом. Обед после похорон был больше похож на свадебную беседу: ели, пили, шумели до самого вечера. В 40 день на могиле устанавливали крест.

Вместо заключения

дорога к реке Хавка

Давайте скажем до свидания и не будем говорить прощай реке загадок и тайн, реке хороших людей, краю прекрасных родных картин.

Текст взят из альбома, созданного заведующей библиотекой Минаковой Татьяной Афанасьевной в годы своей работы с целью познакомить посетителей библиотеки с историей края. Материалы по истории сел были взяты ею из работ краеведа Небольсина М.

Если вы располагаете какими-либо сведениями о Тимирязеве и близлежащих селах, а также фотоматериалом, если есть претензии к достоверности изложенного — пишите на kunstru@yandex.ru либо @barshany.

Добавить комментарий