Маресьев Алексей (1916-2001), Камышин — Москва

летчик-истребитель

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в г. Камышин. Великую Отечественную войну он встретил в Батайске. В августе 1941 г. 25-летний пилот был направлен на Юго-Западный фронт.

Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 г в районе Кривого Рога. Маресьев в составе звена «яков» получил задание на штурмовку переднего края противника. При подлете к цели «яки» снизились до высоты 40 м. и на бреющем полете по сигналу ведущего начали атаку. Сделав несколько заходов, они обрушили на головы фашистов град свинца и эресовского огня. Выполнив задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года 508-й авиационный полк, где служил лейтенант Маресьев,выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Там он записал на свой счет первый сбитый самолет Ю-52. Можно представить себе радость молодого военного летчика, когда он настиг «юнкерса», взял его в перекрестье прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж летной фашистской машины развалился на две части. От него посыпались осколки.

Маресьев-истребитель

К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счет сбитых немецких самолетов до 4-х. А 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы истребитель нашего пилота был подбит. Двигатель остановился, летчик стал планировать  к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок — занесенное снегом болото. Он направил туда падающий истребитель. Однако запаса сил у самолета не хватило и он свалился на косматые ели на вражеской территории.

Выбравшись из обломков, раненный Маресьев 18 суток ползком пробирался к линии фронта. Он отчаянно боролся за свою жизнь, пытался добраться до своих.

От неминуемой гибели его спасли жители деревни Плав. Они подобрали пилота и начали выхаживать, но раненные и обмороженные ноги воспалились. Нужна была срочная операция. Через линию фронта Маресьева вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дегтяренко.

на лечении
В госпитале.

Все, что произошло с отважным летчиком потом — госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно-врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо — это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. наконец, назло всем преградам , даже самой смерти, в июне 1943 года Алексей Маресьев вернулся в боевой летный строй. Это его вторая жизнь. Она похожа на легенду, но на самом деле — это не придуманная земная жизнь сильного настоящего человека.

В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл на Брянский фронт в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.После восстановления он ужасно переживал, боялся, что его не примут летчики. Любой пилот, взявший его себе ведомым, определенно рисковав, поднимаясь с ним в небо.

К новому месту службы Маресьев прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Командир полка не решался выпускать Маресьева на боевые задания и оставлял его на аэродроме. Ему разрешали лишь подниматься в воздух к моменту возвращения наших самолетов, для их прикрытия при посадке. Он все понимал. Но однажды не выдержал и обратился к руководству за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему командир эскадрильи Александр Числов. Он видел, как летчик переживал, а потому предложил полетать с ним.

Маресьеву сопутствовала удача. В одном из боев он завалил Bf.109, причем на глазах комэска. В воздушных боях на Курской дуге безногий летчик показал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и может выходить победителем в схватках с немецкими асами.

В одном из воздушных боев августа 1943 года Алексей Маресьев сбил сразу три вражеских истребителя ФВ-190.  Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе ЛА-5ФН. 

После Курской битвы начались ожесточенные поединки с врагом в небе Прибалтики. Боевая слава стала греметь о нем сначала по 15 воздушной армии, затем по всему фронту. В полк зачастили журналисты. Тогда-то и встретился с Маресьевым военный корреспондент газеты «Правда» Б. Полевой, впоследствии написавший правду об отважном летчике книгу «Повесть о настоящем человеке», которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей.

кино про героя
Маресьев на съемках фильма «Повесть о настоящем человеке»

За образцовое выполнение боевых задач, проявленное личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского союза, с вручением Ордена Ленина и медали Золотая звезда.

Однако, нагрузки постоянно возрастали, и поэтому в 1944 году, когда герою предложили стать инспектором-летчиком и перейти из боевого полка в управление ВУЗов ВВС, он согласился. К тому времени заместитель эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка А. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолетов, в том числе 7 после ранения и ампутации ног.

Маресьев в возрасте