Гаккель Яков Модестович (1874-1945), Иркутск — Санкт-Петербург

Гаккель Яков Модестович
Гаккель Я. М.

В начале ХХ века авиация в нашей стране развивалась особенно активно. Это легендарное время первых полетов, изобретений и новых конструкторских решений.

Одной из ярких и неординарных фигур в истории авиации этого времени стал ученый, профессор Яков Модестович Гаккель. Именно он разработал передовые идеи для конструкции аэропланов.

Яков Модестович родился 12 мая 1874 года в Иркутске. В 1907 году он окончил Электротехнический институт в Петербурге, а спустя шесть лет он начал там свою преподавательскую деятельность. Примерно в это же время увлекся самолетостроением.

В 1909 году Гаккель вместе с юристом и начинающим промышленником, Сергеем Щетининым, построил небольшой ангар на ипподроме, где и начал постройку своего первого аэроплана «Ямг», сконструировав его по собственному проекту. Деньги на постройку самолета были выделены в качестве премии от Акционерного общества «Вестенгаузена».  13 июля 1909 года партнеры открыли свое собственное предприятие по производству самолетов Товарищество «Биплан ЯМГ». ЯМГ — это аббревиатура имени-отчества и фамилии самого изобретателя.

Гаккель_VII, аэроплан, 12 мая родился Яков Гаккель
Гаккель-VII

Первые аэропланы Гаккеля резко отличались от уже существующих зарубежных моделей. Так, несущие плоскости аппарата располагались не отвесно одна над другой, а как ступеньки лестницы. Руль высоты находился не спереди, как тогда было принято, а сзади на хвосте. Такие решения были не только оригинальными, но и улучшали летные качества аппарата.

Однако, оригинальные решения изобретателя не находили поддержки со стороны его компаньона Щетинина, который считал более выгодным серийно изготавливать в производстве аэропланы, признанных европейских мастеров. Из-за этого их партнерство продлилось недолго. Не найдя взаимопонимания, Гаккель и Щетинин рассорились. Яков Модестович, выйдя из Товарищества, продолжил самостоятельно строить самолеты за личные средства.

Гаккель и Шавров, авиаконструктор
Гаккель и Шавров

В мае 1910 года Гаккель заканчивает строительство одного из самых знаменитых своих аппаратов — аэроплана «Гаккель — 3». Он представляет собой фюзеляжный биплан, самолет с двумя несущими поверхностями, крыльями, который оснащался мотором, мощностью 35 лошадиных сил.

Аппарат был перевезен на Гатчинский аэродром, где 6 июня 1910 года комиссией Имперского аэроклуба на нем был зафиксирован первый полет по прямой на расстоянии 200 метров, под управлением пилота Булгакова.

До 1924 года Яков Модестович спроектировал около полутора десятков самолетов, девять из которых были построены, а семь не только летали, но и показывали выдающиеся для своего времени достижения. Его аэропланы различной конструкции, среди которых был первый самолет-амфибия, принимали участие в выставках, устанавливали рекорды. Но несмотря на это, в промышленном масштабе не выпускались. Отсутствие заказов и финансирования привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден от активной деятельности в области авиации. Позднее Гаккель вернется к разработке новых самолетов.

Гаккель 7, авиаконструктор Яков Гаккель родился 12 мая
Гаккель VII

По некоторым данным причиной отсутствия заказов была недобросовестная конкуренция. Например, авиаконструктор и историк авиации Вадим Шавров писал, что механик самолетов Гаккеля был подкуплен конкурирующим заводом «Дукс» и подливал серную кислоту в двигатели, чем выводил их из строя. Два аэроплана, в том числе и неординарный «Гаккель — 9» даже сгорели вместе с ангаром по неустановленной причине.

В 1920-х годах Яков Модестович начинает заниматься тепловозостроением, хотя создание летательных аппаратов всегда имело для него первостатейное значение.

В 1938 году он писал к своему другу, летчику Водопьянову: «Подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение».
Но все же Гаккель продолжал реализовывать себя в качестве инженера. Ему принадлежит создание тепловоза Щэл1, сконструировал паровой трактор. Разработанная им паровая установка использовалась на реечных катерах.

Тепловоз Щэл1, Гаккель Я. М., авиаконструктор родился 12 мая
Тепловоз Щэл1

Яков Модестович Гаккель умер в 1945 году в Петербурге. В этом городе он проработал всю свою жизнь, здесь же в честь него названа одна из улиц и посвящен мемориал. Его различные исследования оставили след, как в истории авиации, так и в других отраслях, послужив основой для дальнейших изобретений будущих поколений.

мемориальная доска Гаккелю
каждый из нас