Михаил Ларионов (1881-1964), Тирасполь — Фонтене-о-Роз

художник Ларионов М., родоначальник нового направления в живописи

Михаил Ларионов — художник экспериментирующий. Освоив импрессионизм, футуризм и конструктивизм, он пришел к собственному стилю — лучизму, и по праву может считаться основателем отечественного авангарда. Под влиянием Ларионова сформировались такие художники, как Малевич, Татлин, Филонов и др.

Происхождение

Михаил Ларионов в юности
В юности

Родился Михаил Ларионов 3 июня 1881 года недалеко от г. Тирасполь Херсонской губернии, в то время еще являвшегося частью Российской империи. Отец его по роду деятельности был военным фельдшером, в 1891 году он перевез семью в Москву. Однако несмотря на смену обстановки в пользу столицы, Михаил Ларионов навсегда сохранил теплые воспоминания к местам, где прошло его счастливое детство.

Образование

учебное заведение
Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве

В Москве Михаил окончил реальное училище Воскресенского, после чего с 1898 по 1910 год обучался в училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его преподавателей были такие маститые художники, как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан. Во время учебы Михаила Федоровича на три года отчислили за экспонирование картин непристойного содержания. Скандал произошел из-за откровенных, по мнению комиссии, этюдов натурщиц, т. к. изображение обнаженных женщин на тот момент времени в отрыве от античных тем все еще подвергалось порицанию. Однако эксперименты свои начинающий художник не прекратил, «нащупывая» собственный стиль исполнения.

Ларионов и откровенные этюды натурщиц
Лежащая обнаженная, 1902 г

«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»

В 1910 году Михаил Ларионов совместно с Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». Публика отрицательно отнеслась к попытке художников проявить себя. Однако в 1911 под не понятые обществом авангардисты тем же названием «Бубновый валет» организовали творческое объединение, которое просуществовало до 1917 года. Объединяющей идеей живописцев стал отказ от академизма и реализма, но реализация задуманного в стиле «примитивизма» и «сезаннизма».

В 1912 году Ларионов вместе с Натальей Гончаровой создали художественное объединение «Ослиный хвост», целью которого была объединить художников, стремящихся непосредственно к созданию по-настоящему русской живописи без влияния европейских достижений.

Ларионов М. работы
Отдыхающий солдат, 1911
солдатский портрет
Курящий солдат, 1910-е г.

Венеры Ларионова

В 1912 Михаил Ларионов пишет ряд полотен, на каждом из которых была изображена обнаженная женщина в постели. Большинство из этих картин получили соответствующее название со словом «Венера», а именно: «Солдатская Венера», «Кацапская Венера», «Еврейская Венера», «Венера» («Венера Михаил»). Так, будто нарисованные детской рукой, подчеркнуто наивные, картины Ларионова, постепенно становятся визитной карточкой художника. В простоте Ларионова — освобождение женщины от надуманных стандартов красоты, главное — естественность.

обнаженная женщина
Еврейская Венера, 1912 г.
ковер с котом
Кацапская Венера, 1912 г.
ларионов направление
Венера Михаил, 1912

Цикл «Времена года»

Важным моментом в эксперименте с «Венерами», вернее с «Венерой Михаил» является использование художником надписи, как элемента изображения. В цикле «Времена года» Ларионов уже вовсю использует этот прием, как несущий дополнительную смысловую нагрузку.

живопись Ларионова
Из цикла «Времена года». Зима.
осень счастливая, блестящая как золото
Из цикла «Времена года». Осень. 1912

Лучизм

В 1913 году в жизни Ларионова начинается период «лучизма». Смысл этой концепции заключается в следующем: если глаз человека видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не предметы. Поэтому задача художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из хаоса отраженных. Предметы, их наличие или отсутствие, само по себе не важно, и если они исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи. По большому счету, это период расцвета Ларионова, но началась Первая мировая война…

лучизм
Самая зрелая лучистская работа Ларионова М. «Стекло»
абстракция
«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е

Париж и Дягилев

В 1914 году Ларионова призвали в армию. После контузии его демобилизовали. Вместе с женой, Натальей Гончаровой, он уезжает в Париж. Там он создает костюмы и декорации для антрепризы Дягилева. На родину Ларионов больше не вернется, былого творческого подъема художнику уже не видать.

эскиз к сцене
Дизайн костюма для балета «Русские сказки»

Отношения: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова

художники с разрисованными лицами
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Живопись в жизни.

Михаил Ларионов познакомился с Натальей Гончаровой еще во время обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это был необычный союз двух творческих людей, подпитывающий их обоих, узаконенный лишь в 1950-х годах. Вместе они перебрались во Францию, продолжая творить. Поддерживали друг друга в трудностях, при том, что в их отношениях ревность была исключена, и каждый из них имел право на увлечение кем-либо. У Ларионова, в частности, возникла симпатия к поселившейся недалеко от места его проживания Александре Томилиной, благодаря ее усилиям работы художника были переданы на его родину.

молодые художники
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова во время работы над оформлением балета «Золотой петушок», мастерские Большого театра, 1913.
в кафе
художник перед уходом
Ларионов М. и Гончарова Н.

Закат

На Западе Ларионов не обрел большой популярности, в отличие от своей супруги. Он оказался для европейской публики слишком разноплановым, противоречивым художником, сумевшим объединить в себе наряду со скрупулезностью, владением техникой, пониманием предмета, разнузданность, хулиганство и эпатаж. Скончался Михаил Ларионов 10 мая 1964 года. В родном Тирасполе есть улица, названная в его честь.

натюрморт
Рыбы при заходящем солнце (Рыбы при закате), 1904 г.
в парикмахерской
Девушка у парикмахера, 1920-е г.
цирюльня
Парикмахер, 1907
Творчество Ларионова многих вдохновляло  на творчество. Например, серия работ о парикмахерских нашла отражение в стихах В. Маяковского: «Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный: «Будьте добры́, причешите мне уши».»
большая птица
Индюк, 1905
русская зима на картине
Пейзаж под снегом, 1899
Ларионов и откровенные натурщицы
картина 20-х годов
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
хлеб и пиво
«Пивной натюрморт» 1904

Добавить комментарий