Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в С. Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошло детство будущего художника. Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Именно здесь у него проявился интерес именно к народному творчеству.
Образование
С 1858 г. по 1862 г. мальчик учится в духовном училище в Вятке, после этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Параллельно с этим Виктор брал уроки у гимназического учителя рисования Чернышова. С увлечением рисовал с литографии и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора. В 1866 году он подготовил 60 рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Трапицына И. Но так и не стал священником, как мечтал отец.
В 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу, чтобы поступить в Академию Художеств.
Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» в 1867 году и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. В академию он попал не сразу, не теряя время даром в течение года занимается в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И. Крамской, поддержавший талантливого юношу.
В 1868 году Васнецов становится учеником Академии. Здесь он будет заниматься с перерывами до 1876 года. Он был вынужден зарабатывать деньги на жизнь частными уроками, иллюстрировал различные издания, сотрудничал с иллюстрированными журналами. В Академии на Васнецова оказал большое влияние Чистяков П., здесь же он сближается с Ильей Репиным.
Передвижники
С 1874 г. молодой художник начинает выставляться на Передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает, как художник-жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние картины художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы», «В чайной», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру».
Расцвет творчества
23 ноября 1876 г. Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным, у Васнецовых родились четыре сына. В том же году Васнецов отправляется заграницу, в Париж. Результатом наблюдений за жизнью столицы Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877). На события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканах Художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). Мастерски написаны фигуры и предана средствами тональной живописи дождливая погода.
В 1878 г. Васнецов возвращается на родину. Начинается новый период в творчестве художника, он обращается к русскому эпосу, сказке, родной истории.
В 1880 г. Васнецов завершает первую историческую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая экспонировалась на VIII Передвижной выставке. Картина эта была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Похвалу выразили только самые проницательные из окружения художника, отметив его самобытность и оригинальностью полотна.
В начале 80-х г. Васнецов испытывал материальные трудности. В этот период значительно поддержал художника Савва Иванович Мамонтов. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины, панно для зала заседания Правления Донецкой железной дороги.
«Ковер-самолет», «Битва славян со скифами», «Три царевны подземного царства» — стали стартом для нового периода в творчестве Васнецова. В 1881 г. он создает свое проникновенное и целостное в поэтичности чувства произведение — картину «Аленушка» по сюжету русской сказки.
В 1883 — 1884 гг. Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала, открывавшегося в Москве исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает образы и картины реконструируемого далекого прошлого.
Высокое профессиональное мастерство проявил художник в росписях Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896 гг). В церковную роспись художник вводит черты светской картины и характерной для него повествовательности. Здесь он выступает таким же рассказчиком-сказочником, как, например, в «Иване-царевиче на сером волке». Эту картину он писал одновременно с росписями собора. Тем не менее не церковная роспись определила место Васнецова в истории русской живописи.
В 1891 г. работы во Владимирском соборе, в основном, были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение уже позволило осуществить давнюю мечту — приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцево и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.
В 1897 г. художник пишет картину «Иван Грозный», где царь предстает не только жестоким и грозным, но и духовно сильной личностью. Ведь именно таким его изображают народные предания.
В следующем году были завершены «Богатыри», центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. В 1899 г. этим полотном он открывает свою первую персональную выставку.
С 1898 по 1911 гг. Васнецов работает над эскизами мозаик и росписями церквей городов Гусь Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и др. В последние годы жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок. Одновременно с этим он продолжал писать портреты. Васнецов не был в строгом смысле слова портретистом и писал только близких ему людей. Однако портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Мамонтова, Антокольского, Полетаевой, детей художника всегда предельно просты, однако решение их никогда не повторяется: поза, посадка фигуры, выражение лица, настрой вытекают из характера самой натуры, что делает их объективными и глубоко реалистичными.



После революции 1917 г. семья художника оказалась разрозненной. Он очень тяжело это переживал, хотя саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней «проявление воли народа». Народное искусство по-прежнему остается для художника источником вдохновения.
«Царевна-лягушка» и «Змей Горыныч» написаны в период с 1918 по 1926 гг. «Сказка о Мертвой царевне» — 1900-1926 гг., «Кощей Бессмертный» и «Бой Ивана Царевича со Змеем» 1917 — 1926 гг. Художник продолжал работать вплоть до самой смерти 26 июля 1926 года.