Виктор Васнецов (1848-1926), Лопьял-Москва

Васнецов фото

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в С. Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Вскоре после рождения Виктора семья перебралась в село Рябово, где и прошло детство будущего художника. Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Именно здесь у него проявился интерес именно к народному творчеству.

Образование

С 1858 г. по 1862 г. мальчик учится в духовном училище в Вятке, после этого он продолжил учебу в духовной семинарии. Параллельно с этим Виктор брал уроки у гимназического учителя рисования Чернышова. С увлечением рисовал с литографии и гипсов в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора. В 1866 году он подготовил 60 рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Трапицына И. Но так и не стал священником, как мечтал отец.

В 1867 году он, не завершив учебу, ушел с предпоследнего философского класса. Он решает ехать в столицу, чтобы поступить в Академию Художеств.

Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» в 1867 году и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. В академию он попал не сразу, не теряя время даром в течение года занимается в школе Общества поощрения художников, в числе преподавателей которой был И. Крамской, поддержавший талантливого юношу.

В 1868 году Васнецов становится учеником Академии. Здесь он будет заниматься с перерывами до 1876 года. Он был вынужден зарабатывать деньги на жизнь частными уроками, иллюстрировал различные издания, сотрудничал с иллюстрированными журналами. В Академии на Васнецова оказал большое влияние Чистяков П., здесь же он сближается с Ильей Репиным.

картина Васнецова
«Книжная лавочка»

Передвижники

С 1874 г. молодой художник начинает выставляться на Передвижных выставках. Уже в первых своих работах Васнецов предстает, как художник-жанрист, примкнувший к демократическому направлению. Ранние картины художника проникнуты интересом к окружающей действительности, сочувствием к обездоленным. Их отличает наблюдательность и меткость характеристики персонажей: «Нищие певцы», «В чайной», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру».

бедные люди
«С квартиры на квартиру»

Расцвет творчества

23 ноября 1876 г. Васнецов женится на Александре Владимировне Рязанцевой. Брак оказался удачным, у Васнецовых родились четыре сына. В том же году Васнецов отправляется заграницу, в Париж. Результатом наблюдений за жизнью столицы Франции стала картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877). На события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканах Художник откликнулся эмоциональной картиной «Чтение военной телеграммы» (1878). Мастерски написаны фигуры и предана средствами тональной живописи дождливая погода.

женское изображение
Портрет жены художника, 1878

В 1878 г. Васнецов возвращается на родину. Начинается новый период в творчестве художника, он обращается к русскому эпосу, сказке, родной истории.

В 1880 г. Васнецов завершает первую историческую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая экспонировалась на VIII Передвижной выставке.  Картина эта была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Похвалу выразили только самые проницательные из окружения художника, отметив его самобытность и оригинальностью полотна.

историческая картина
«После побоища Игоря Святославича с половцами»

В начале 80-х г. Васнецов испытывал материальные трудности. В этот период значительно поддержал художника Савва Иванович Мамонтов. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картины, панно для зала заседания Правления Донецкой железной дороги.

«Ковер-самолет», «Битва славян со скифами», «Три царевны подземного царства»  — стали стартом для нового периода в творчестве Васнецова. В 1881 г. он создает свое проникновенное и целостное в поэтичности чувства произведение — картину «Аленушка» по сюжету русской сказки.

сказочная картина
«Три царевны»
ковер из сказки
«Ковер-самолет»

В 1883 — 1884 гг. Васнецов пишет большое панно «Каменный век» для украшения зала, открывавшегося в Москве исторического музея. В изображении сцен охоты на мамонта и последующего пиршества Васнецов создает образы и картины реконструируемого далекого прошлого.

пещерные люди
«Каменный век»

Высокое профессиональное мастерство проявил художник в росписях Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896 гг). В церковную роспись художник вводит черты светской картины и характерной для него повествовательности. Здесь он выступает таким же рассказчиком-сказочником, как, например, в «Иване-царевиче на сером волке». Эту картину он писал одновременно с росписями собора. Тем не менее не церковная роспись определила место Васнецова в истории русской живописи.

роспись Владимирского собора в Киеве, Васнецов
ИванЦаревич
«Иван Царевич и Серый волк»

В 1891 г. работы во Владимирском соборе, в основном, были закончены, и художник с семьей возвращается в Москву. К этому времени его материальное положение уже позволило осуществить давнюю мечту — приобрести небольшую усадьбу близ Абрамцево и построить в Москве скромный дом с просторной и светлой мастерской.

В 1897 г. художник пишет картину «Иван Грозный», где царь предстает не только жестоким и грозным, но и духовно сильной личностью. Ведь именно таким его изображают народные предания.

русский царь
«Иван Грозный»

В следующем году были завершены «Богатыри», центральное, наиболее известное и прославленное произведение Васнецова. В 1899 г. этим полотном он открывает свою первую персональную выставку.

С 1898 по 1911 гг. Васнецов работает над эскизами мозаик и росписями церквей городов Гусь Хрустальный, Петербург, Варшава, Дармштадт и др. В последние годы жизни Васнецов был занят созданием семи больших картин на темы русских сказок. Одновременно с этим он продолжал писать портреты. Васнецов не был в строгом смысле слова портретистом и писал только близких ему людей. Однако портреты эти поражают сходством с оригиналом. Портреты Мамонтова, Антокольского, Полетаевой, детей художника всегда предельно просты, однако решение их никогда не  повторяется: поза, посадка фигуры, выражение лица, настрой вытекают из характера самой натуры, что делает их объективными и глубоко реалистичными.

После революции 1917 г. семья художника оказалась разрозненной. Он очень тяжело это переживал, хотя саму революцию Виктор Михайлович воспринял просто и естественно, видя в ней «проявление воли народа». Народное искусство по-прежнему остается для художника источником вдохновения.

царевна из сказки
«Царевна-лягушка»
игра на гуслях
«Гусляры»

«Царевна-лягушка» и «Змей Горыныч» написаны в период с 1918 по 1926 гг.  «Сказка о Мертвой царевне» — 1900-1926 гг., «Кощей Бессмертный» и «Бой Ивана Царевича со Змеем» 1917 — 1926 гг. Художник продолжал работать вплоть до самой смерти 26 июля 1926 года.

Добавить комментарий