Мария Башкирцева: в поисках славы — 1 часть

художница Мария

В двадцать два года я буду знаменитостью или умру
Мария Башкирцева, запись от 13 апреля 1878 года

О, стать знаменитостью! Когда я представляю себе в воображении, что я знаменита, — это точно какая-то молния, точно электрический ток; я невольно вскакиваю и принимаюсь ходить по комнате.
Башкирцева М., запись от 8 ноября 1883 года

Наверняка каждый из нас хотя бы раз слышал имя Марии Башкирцевой. Упоминания о ней связаны чаще всего с объемным дневником на французском языке, который она вела якобы с 12 лет и до самой кончины в возрасте 24-х лет. С другой стороны, Марию знают как талантливую художницу, ученицу французских мастеров, участницу Салона. Также Башкирцева нам может быть известна тем, что будучи русской дворянкой из Малороссии, дерзнула громко заявить о себе на всю Европу.
печальная женщина
М. Башкирцева, Отчаяние, 1882

Мария Башкирцева в привычном ракурсе

Что же нам известно об юной талантливой девушке Марии Константиновне Башкирцевой? Если верить дневниковым записям, то следует, что родилась она 11 ноября 1860 года в селе Гавронцы под Полтавой. Мать и отец разъехались, когда Мария была ребенком, и чтобы поправить здоровье болезненной дочери, мать отправляется с нею и другими членами своей семьи в Европу. Там они много путешествуют, именно там подрастающая Мария начинает вести дневник, в котором грезит о славе певицы или художницы, а также мечтает удачно выйти замуж, чтобы блистать в высшем обществе.

в народном костюме
М. Башкирцева в народном наряде

Однако в возрасте 16 лет у Марии появляются первые признаки чахотки. Ее возят по лучшим европейским врачам, она лечится водами. Несмотря на нерадостные перспективы, девушка, тем не менее, начинает усиленно заниматься живописью в частной мастерской Жюлиана. В короткие сроки Башкирцева добивается хороших результатов, ее находят талантливой, она участвует в выставках. Кроме того, Мария отметилась в деятельности феминисток, пишет злободневные статьи для их журнала «Гражданка», правда, скрываясь под чужим именем. Однако болезнь прогрессирует и в 24 года девушка умирает, оставив после себя ряд картин и переписку с Мопассаном.

Короткая жизнь-вспышка. История, в которой главная героиня определила для себя жизненную цель, настойчиво к ней продвигается, вот-вот ее накроет успехом и признанием, но вмешивается злой рок и не дает мадмуазель Башкирцевой проявить себя в полную мощь. Такая душещипательная история никого не оставит равнодушным. Все так, канва ее жизни соответствует действительности. Однако ряда фактов и эпизодов из жизни Марии, важных для достоверного понимания ее личности, мы на страницах изданного Дневника не найдем.
художница из Полтавы

Как было на самом деле

Нынешний Дневник марии Башкирцевой — это результат работы редакторов, нанятых ее матерью. Текст, действительно, принадлежит юному дарованию, но он сильно сокращен. Из него были убраны имена действующих лиц, перепутаны даты, зачастую трудно понять контекст происходящего в тот или иной период жизни Марии и ее семейства. Оставлены только заявления, возмущения и прочие эмоции юной девушки. Из-за этого вмешательства дневник кажется каким-то бесплотным и лишенным объема.

Не трудно догадаться, что редактура эта нужна была для того, чтобы скрыть подробности жизни непростого семейства Башкирцевых-Бабаниных, с их скандалами и интригами. Ко всему прочему на страницах дневника Мария затрагивает ряд публичных персон, которым ее замечания вряд ли бы пришлись бы по нраву.

Долгое время никому и в голову не приходило, что дневник Башкирцевой не полный. Тысячи людей им зачитывались (в том числе, среди почитателей Марии М. Цветаева, В. Хлебников), не ведая, что перед ними, по сути, фальшивка. Так что же пытались скрыть от читателя родственники Марии, ведь записи личного характера именно и интересны читателю тем, что повествуют о сокровенном.

в интерьере

Дитя греха

— Мифотворчество в дневнике начинается буквально с самого начала повествования — с даты рождения Башкирцевой. Мария пишет: «Итак, предположите, что я знаменита, и начнем. Я родилась 11 ноября 1860 года». Однако французская исследовательница Коллетт Конье однажды обратила внимание, что эта дата не совпадает с той, что стоит в оригинале дневника, хранящемся в Национальной библиотеке Франции. В подлиннике обозначено: «Я родилась 12 ноября, но должна была родиться только 12 января, поэтому мой возраст следует считать от 12 января по старому стилю” (Неизданная запись от 12 января 1877 года). По новому стилю день рождения Марии — 24 ноября, но официально, для всех, она принимала поздравления 12 января по старому стилю. Другими словами, ее мать вышла замуж будучи в положении, о чем сама Мария узнала только в сознательном возрасте. Узнала она также и о нехорошей болезни своего отца, Константина Башкирцева, известного ловеласа.

постановочное фото
Мария в образе.

Скандальные родственники Марии

— После развода родителей, Башкирцева вместе с родственниками по материнской линии уезжают в Европу. Причем поездка эта была спонсирована Фаддеем Романовым, мужем тетки Марии Надин. Вот что пишет по этому поводу А. Александров в своей книге «Подлинная история мадмуазель Башкирцевой»:

» Сказочно богатый старый холостяк Фаддей Романов, появившись на горизонте, сначала ухлестывал за матерью Марии Башкирцевой, кажется, у него даже был с ней кратковременный роман (они вместе ездили в Краков), заглядывался он и на десятилетнюю Марию, но в итоге семья, не без помощи дяди Жоржа, окрутила его и женила на некрасивой Надин. Иногда на него находили приступы безумия, возможно, белой горячки, а через год после свадьбы он скоропостижно скончался, однако, успев оставить завещание на все свое огромное состояние в пользу молодой жены. Тут же поползли слухи об отравлении Романова, стали пересказывать историю его женитьбы: будто бы его опоили и обманом женили на младшей сестре; семья Романова (его сестра и другие родственники) через суд оспорила завещание, утверждая, что подпись его на завещании подделана. Начался процесс, который длился без малого десять лет, и отголоски которого мы находим даже в напечатанном тексте дневника».

— В Европе многочисленному семейству Марии Башкирцевой было не легко с такой скандальной репутацией, в приличное общество им вход был закрыт. Ко всему прочему отдельное беспокойство доставлял барт Марии Степановны, матери Муси, дядя Жорж Бабанин — дебошир и гуляка, мот и бабник. Он не раз попадал в полицейский участок, но был не исправим. Другой брат Марии Степановны, Этьен, судя по всему, также был личностью примечательной:

» Георгий Бабанин, дядя Жорж, в двадцать лет женился
на тридцатишестилетней вдове Доминике, уже имевшей дочь, а десять лет спустя она же стала, вопреки русским законам, женой другого брата, Этьена (Степана — авт.). Этьен затеял процесс и добился аннулирования брака Георгия, хотя его брак был заключен значительно позже, в результате сын дяди Жоржа (мы не знаем его имени), остро переживая, что он стал внебрачным ребенком, покончил собой. Неудивительно, что эту семью всю жизнь сопровождали слухи и постоянные судебные разбирательства, остракизм со стороны света (в Ницце Башкирцевых не принимала даже родная сестра ее отца, госпожа Тютчева), что доставило много неприятных минут и самой Марии Башкирцевой». А. Александров «Подлинная история мадмуазель Башкирцевой».

Красота под сомнением

— В дневнике Мария постоянно описывает свою внешность, называя себя хорошенькой, говорит о своем белоснежном теле, прелестных ножках и ручках. Т.к. Мария, или Муся, как называли ее домашние, изначально намеревалась придать огласке свои записи, то и манера повествования у нее соответствующая. Она пишет не столько для себя, сколько для читателя («зрителя»), с чьим воображением можно поиграть. Судя по фото, внешность Марии самая что ни на есть обыкновенная. Очевидно, предвидя подобную реакцию некоторых, девушка в одной из записей отмечает, что ни одно фото не сможет передать ее красоты. А вот что пишет по поводу ее внешности русский художник А. П. Боголюбов:

» Первое впечатление от девицы Башкирцевой было таково: я увидел не красивую, но грациозную блондинку, конечно, с взбитым пуком волос на лбу, умными глазами, бледную, желтую и истомленную. Оконечности рта ее были подняты, что придавало лицу вид барышни с необузданной волей. От вхожих туда людей русских я слышал, что дочь есть кумир обеих барынь — матери и тетки, что на ней строится вся их честолюбивая будущность, а потому о деньгах тут не говорится, а их сыплют всем тем, кто кадит или пишет про Мери».

художница с собачкой
Мария Башкирцева с одной из своих собак

Но в изданном дневнике о чудачествах близких родственников либо упомянуто бегло, либо не упомянуто совсем.

Продолжение

Добавить комментарий