Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898), Санкт-Петербург — Москва

русская художница-иллюстратор

Думается, широкой публике фамилия Поленовых известна, прежде всего, благодаря Василию Дмитриевичу Поленову, пейзажисту, автору известной картины «Московский дворик». Однако, в семье Поленовых творческими способностями была наделена и сестра его — Елена.

осенний пейзаж
Улица в Москве.

Год и место рождения художницы

Елена Дмитриевна Поленова родилась 15 ноября 1850 года в С.-Петербурге в дворянской семье, все члены которой так или иначе были связаны с научной или творческой деятельностью.

Образование

Для частных уроков в семью Поленовых детям Василию и Вере был приглашен П. П. Чистяков, выпускник Академии художеств (на его счету множество подготовленных им прославившихся позже художников). Однако педагог обратил внимание также и на сестру Василия и Веры — Елену. После занятий с Чистяковым, окончания школы Общества поощрения художеств, после уроков И. Н. Крамского, Елена начинает снова посещать Общество поощрения художников (ОПХ) только теперь по классу керамики, а чуть позже и акварельный класс. Помимо художественного образования Елена Дмитриевна окончила Высшие женские курсы и получила звание домашней учительницы по истории.

При значительных изменениях в общественной жизни России в 19 в. примеров передовой деятельности женщин все еще было не так много. Женщины по-прежнему могли иметь прекрасное образование, но применить его им удавалось разве что в гувернерской деятельности.

В главное художественное учреждение — Академию искусств — дамам тогда ходу не было, не говоря уж о пенсионерских поездках за границу (первой удостоится этой чести художница Елена Киселева в 1908 году) Тем не менее, в публицистике и живописи все чаще стали мелькать женские имена. Добилась определенных результатов и Елена Дмитриевна. В школе ОПХ на экзаменах она была удостоена поездки в Париж на стажировку. И вот что художница пишет брату:

«Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от О-ва поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.»

Абрамцевский кружок

В 1882 году Елена перебирается к брату Василию в Москву, где знакомится с его супругой Н. В. Якунчиковой и ее многочисленной родней. Среди родственников Натальи Васильевны Елена ближе всех сошлась с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой. Помимо дружеских симпатий общим у них было также и увлечение живописью. Новая подруга пригласила Елену посетить усадьбу Абрамцево, место где по идее ее супруга С. И. Мамонтова, предпринимателя и мецената, был организован художественный кружок.

в усадьбе мецената
И. И. Репин. Летний день в Абрамцеве. 1880

Атмосфера сплочения и гармонии в Абрамцевском кружке стремительно увлекла Елену Дмитриевну в творческую деятельность. Именно в этом кружке развивалось и крепло такое направление в искусстве России, как модерн.

интерьер на картине
Рабочий момент. 1880-е

Для стиля модерн характерен уход от четкости прямых линий в сторону их плавности, обращение к растительным орнаментам, использование природных цветов. Обязательный принцип модерна — двухмерность изображения, что делает его похожим на плакат. Некая декоративность и театральность в изображении сюжета, обращение к мифам и сказкам при создании образов действующих лиц.

цветочная картина
Белые цветы тысячелистника. 1883

Елена Дмитриевна в этот период активно пишет акварельными красками, впервые ее работы выставляются в Петербурге и Москве.

Обращение к истокам, детские книги

Значительным событием для творческого роста Е. Поленовой сыграло знакомство ее с В. Васнецовым. По словам художницы, именно благодаря общению с ним, ей открылось понимание древнерусской жизни, «русского народного духа». Елена Дмитриевна почувствовала направление, где она может себя применить, используя накопленный опыт техники рисования и знания родной истории, а именно: в качестве иллюстратора детских русских народных сказок.

Поленова первая обратила внимание на то, что русские дети воспитываются исключительно на отлично иллюстрированных книгах зарубежного происхождения, а у своей, народной, сказки нет наглядности, которая бы помогла установить связь с тем, давно ушедшим в века, поколением сказителей.

И Елена Дмитриевна принялась за дело. Своей подруге Прасковье Антиповой она пишет: » Мысль, которой я задалась, очень дерзкая, но страшно заманчивая. Хочется в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу. Сюжетами для этого буду брать сказки, песни, различные поэтические поверья и прочее. Хочется подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека.» Период творчества Поленовой 1886-1889 г. искусствоведами принято называть «абрамцевским». Ею было иллюстрировано шесть сказок.

Когда иллюстрации были готовы, оказалось, что технически типографии не в состоянии напечатать в том цветном варианте, что предлагала Поленова. Но Елена Дмитриевна вышла из положения. Раскрасив вручную весь тираж, следующий цикл сказок она готовит в другом качестве. Время работы над ним называют»костромским» периодом.

Заметно, как изменился рисунок. Используя стилистику модерна, Поленова тем самым сократила палитру оттенков, что, в свою очередь, соответствовало требованиям печатников.

Картины маслом, мебельная мастерская

Елена Дмитриевна не ограничилась только иллюстрацией народных сказок и акварельной живописью. Несколько жанровых картин она написала масляными красками, две из которых экспонировались на Передвижных художественных выставках.

девочка на картине
«В детской». 1892

Но не только фольклор интересует Елену Дмитриевну. Предметы быта, украшенные орнаментом, вышивка также представляют, по ее мнению, большую историческую и культурную ценность. Поленова ездит по деревням, собирая будущие экспонаты для коллекции музея народного творчества в Абрамцево. Орнамент из найденных образцов Елена Дмитриевна использует при создании мебели. Специально для этого ремесла она открыла столярно-резчицкую мастерскую, изделия которой пользовались огромной популярностью.

Личная жизнь

Прожила Елена Дмитриевна Поленова всего 48 лет (последствия травмы головы привели к развитию недуга). В 28 лет случилось большое взаимное чувство к киевскому профессору, врачу. Но следуя категорическому запрету родителей на брак с ним, она разрывает с молодым человеком отношения. Больше в личной жизни Елены Дмитриевны счастья не было. Но в творческой деятельности ей удалось проделать за отведенное время жизни много общественно-полезных дел, прежде всего, для сохранения народной истории последующим поколениям.