В сентябре 1899 года в кабинет крупного промышленника и мецената Саввы Мамонтова ворвались жандармы. Начались обыски. Документы, деловые письма сгребались в кучу. Вся личная переписка Мамонтова была также изъята. Сам же Савва Иванович был арестован и под конвоем, через всю Москву, проведен на Таганку.
Это был невероятный, трагический, поворот событий в жизни всегда удачливого, предприимчивого потомственного купца Мамонтова. Ведь столько всего было сделано им для развития и становления творчески одаренных соотечественников. Двадцать лет назад в имении Мамонтовых в Абрамцево гостили и работали Поленов, Репин, Врубель, Васнецов, Елена Поленова, Серов, скульптор Антокольский. Все они были прозваны «абрамцевским братством». Удивительная атмосфера царила в Абрамцево. Однажды задумав, всеми творческими силами «братства» сотворили церковь Спаса Нерукотворного. На тот момент никто бы из них не мог подумать, чем обернется любовь к искусству их покровителя.
Начался судебный процесс. Савва Иванович обвинялся в крупных растратах и в значительных злоупотреблениях. Такого случая, как с Мамонтовым, страна еще не знала. Человек, который открыл для родины Серова, Врубеля, Васнецова, Шаляпина, наконец, который продвинул идею освоения русского Севера и первым рискнул строить железные дороги.
Мог ли я знать, что это предприятие обернется таким крахом? Тогда, в 1890-м я был владельцем Ярославской железной дороги. Министр финансов Витте навязал мне в аренду Невский механический завод, совершенно разоренный. А взамен обещал патенты на строительство новых железных дорог. И зачем я пошел на эту сделку? Но думал-то сделать по уму. Все в одних руках: и дороги, и поезда для них. И деньги появились бы для самого главного — меценатство.
Еще будучи маленьким Савва Иванович всему прочему предпочитал рассматривать альбомы великих мастеров живописи и скульптуры, виды Италии и Древних Афин. Он мечтал воочию увидеть эти красоты, собственными руками прикоснуться к красоте. Однако отец Саввы, потомственный купец Иван Федорович Мамонтов не слишком приветствовал устремления сына. Он собирался прокладывать железные дороги по всей России и по его решению Савва должен был стать наследником семейного дела. Для реализации этого плана Иван Федорович хотел дать сыну хорошее образование. Только вот Савва никак не хотел учиться. За что периодически бывал наказан розгами. Такая, увы, была традиция. Считалось, «чтоб ум в голову перешел, без воза лозы не обойтись».
В 1860 г. Савва Иванович поступает на юридический факультет Московского университета. Стиснув зубы, молодой человек пытается учиться, но в голову лезут мысли только о театре. Родительская воля не дает развернуться, от него ждут купеческой хватки и верткости. Тем не менее, Савва Иванович решает попробовать себя в актерстве и принимает участие в постановке спектакля в одном драмкружке. Его прослушивает сам А. Н. Островский и принимает в состав. Савва Иванович упоенно репетирует, какой здесь университет!
В августе 1862 года у Саввы Ивановича дебют. Он играет Кудряша в «Грозе». На спектакль прибыл и отец, Иван Федорович Мамонтов. Савва справился с ролью, хотя и здорово волновался. Отец не мог не признать актерский талант сына. Однако буквально на следующий день принесли письмо. Доброжелатель оповещал, что в обществе не спокойно, особенно среди студенческой молодежи, Савву лучше в ближайшее время отправить куда-то подальше. Время, действительно, было неспокойное. Тайных кружков в городе образовалось множество, и бывало порой достаточно одного присутствия на встрече, чтобы попасть в застенки. Компанейский и общительный Савва везде был свой, и родителю нужно срочно принимать меры. Иван Федорович не долго думает, он быстро принимает решение отправить сына в Баку учиться коммерции. Пришлось Савве «завязать» с театром.
В 1862 году Иван Федорович отправляет сына в Милан. Савва уже получил некий опыт в коммерции, надежды отца не оказались напрасными. Смекалка и предприимчивость не обошли стороной третьего сына. В Милане Савву снова посещают лирические настроения. Он увлекается пением, и так успешно, что Миланский театр предлагает ему две басовые партии. Параллельно с этим Савва встречает Елизавету Григорьевну Сапожникову, которая, к слову, была кузиной Кости Алексеева, более известного нам как Станиславский К. С. Скоро сыграли свадьбу. В семье родилось пятеро детей: Сергея, Андрея, Всеволода, Веру и Александру. Имена им родители подбирали не случайно, а так, чтобы начальные их буквы составляли имя отца семейства. Савва Иванович не прогадал с женой. В личной жизни Мамонтову очень повезло. Более верного и любящего помощника найти трудно.
Свадебным подарком молодой чете со стороны жениха стал особняк на Садовой улице. В последующем этот дом в Москве станет местом притяжения многих художников. Здесь был создан тогда никем не понятый «Демон» Врубеля, здесь готовился к выступлению Шаляпин. А пока Мамонтов-младший занят коммерцией. Он открыл свой магазин по продаже шелка, и дела его развивались весьма успешно. Отец же, Иван Федорович, разработал план по продлению своей Троицкой железной дороги до Ярославля. Он пригласил Савву в правление, и тот уже осмысленно взялся за дело. Савва Иванович только вошел в курс дела, как отец его скоропостижно скончался.
В руках у Саввы оказались все средства, теперь он по своему усмотрению мог ими распоряжаться. И снова его помыслы устремились к искусству. Он недавно приобрел у Аксаковых усадьбу «Абрамцево» под Москвой, там он решает открыть там художественный центр. Через несколько лет планы Саввы Ивановича реализуются. Все, кто здесь находился, будучи приглашенным Мамонтовым, творили, создавали прекрасное. Сам же хозяин взялся за обучение скульптуре под руководством П. Антокольского.
Вскоре Савва Иванович принялся за драматургию. В доме стали готовиться спектакли, в которых принимали участие все обитатели. Великие художники делали декорации, женщины шили костюмы. Замысел Мамонтова — создать новый оперный театр, который будет отличаться от императорского. К слову, в ту пору в России существовала монополия на театр, но к счастью, для Саввы Ивановича в период расцвета его сил, она была отменена.
Абрамцево останется Абрамцевым, но над ним воссияет нимб. Я соберу певцов, музыкантов, художников. Пусть творят без оглядки чем душа богата. Поставлю оперу, да так поставлю, что позавидуют актеры императорских театров.
Уже осенью 1884 года Мамонтов создает Частную русскую оперу. Хлопот у Саввы Ивановича прибавилось. Но ему нравится такая жизнь, он наконец безмерно счастлив. Денег на все не хватало, но он выкручивался. Занимал сам у себя. То в заводской кассе, то в железнодорожной, и никакой беды в том не видел.
9 января 1885 года премьерой оперы «Русалка» Даргомыжского открывает свой первый сезон первая частная русская опера Саввы Мамонтова. На премьеру шли в основном из-за любопытства. Ведь подобные инициативы воспринимались как чудачества богача, не более. Но когда публика увидела декорации, созданные Васнецовым, все изумились их красоте. Словом, премьера удалась. Следом были поставлены «Фауст», «Жизнь за царя», «Каменный гость». Но публика приходит посмотреть, в основонм, посмотреть на декорации.
Театральные пристрастия той поры были таковы, что зрители предпочитали зарубежных актеров и певцов. Савва же мечтал о славе русских артистов, о звучащей русской музыке. Многие театралы не посещали оперу Мамонтова из-за принципа. Мамонтов нес убытки, но не сдавался.
В 1894 году Мамонтов передал министру финансов С. Ю. Витте записку о богатстве русского севера. Савва Иванович предложил продлить северную железную дорогу до Мурманска к Ледовитому океану. Витте в ответ приглашает Мамонтова отправиться в поездку на север, чтобы посмотреть маршрут дороги. Вскоре Савва Иванович получает разрешение на строительство. Успех предпринимателя не оставил равнодушным злопыхателей, основной целью которых было перехватать подряд любыми средствами. Савва Иванович слишком занят, слишком доверчив, даже не подозревает о кознях за его спиной.
В 1986 году царем становится Николай II. В программу коронации входит проведение Нижегородской всероссийской выставки. Витте обращается к Мамонтову с идеей представить на выставке Северный павильон. Но представить его нужно так, чтобы влиятельные люди готовы были вкладывать в развитие этого направления. Мамонтов подключил к делу К. Коровина, одного из любимых своих художников.
Кроме того, Витте просит Мамантова оформить Художественный павильон. Савва Иванович формирует галерею картин, часть из которых были взяты из собственной коллекции. На этом он не останавливается, и заказывает Врубелю еще два панно больших размеров. Врубель, в своей обычной манере, смело реализует задуманное. «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем» и «Принцесса Греза» привела Савву в восторг, уж он-то понимал потенциал странного художника, публика же пришла в смятение. В прессе появились разгромные отзывы в адрес творчества Врубеля.
Савва Иванович вопреки мнению большинства строит на свои средства специально для этих двух работ отдельный павильон, украсив вывеской «Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных Императорской Академией художеств». Реакция публики не заставила себя ждать: всем вдруг захотелось посмотреть на работы Врубеля. Меценат Савва Мамонтов никогда не переставал верить в своих подопечных.
Следующим ходом Мамонтова, рискованным, следует отметить, стало приглашение им мало известного певца Федора Шаляпина. И снова Савва Иванович угадал: Шаляпин покорил публику. Для частной оперы Мамонтова Шаляпин стал находкой. СОбственно, как и для Шаляпина покровительство и дельные творческие советы Саввы Ивановича дорогого стоили. Премьеры сменяли друг друга: Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов. Мамонтов добился своего — национальная опера стала востребованной. На развитие этого направления Мамонтов тратит баснословные суммы, не обращая внимания, что дело это не приносит должной прибыли.
В 1997 году завершается строительство части Северной дороги от Архангельска до Вологды, одной из самых протяженных в России. Значение этого пути страна в полную силу оценит только в Первую мировую войну. На тот момент Савва Иванович будет уже в совсем другом статусе, а пока он планирует проложить путь на Вятку. Мамонтов получит подряд от государства, но правительство не спешит выделить деньги, что сильно смущает Мамонтова. Время идет, Савва Иванович берет нужную сумму сам у себя, рассчитывая, получив кредит, вложить недостающие деньги в кассу. Но судьба вдруг отвернулась от Саввы Ивановича. Более пяти месяцев Мамонтов проведет в Бутырке. Художники боролись за него всеми доступными средствами. В. Серов составил ходатайством к царю, он в то время работал над его портретом. В ответ Николай II сказал, что сделал нужные распоряжения.
Защитником Саввы Ивановича был опытный адвокат Ф. Н. Плевако. Он выстроил свою речь так, что подчеркнул колоссальную общественную пользу Мамонтова, после чего присяжные вынесли оправдательный приговор. Такого случая в юриспруденции еще не было: виновен, но полностью оправдан. После освобождения Мамонтова вся его богатейшая коллекция живописи была распродана. Железная дорога, очевидно, согласно плану, ушла в государственную собственность, а часть акций ушла другим состоятельным предпринимателям по смешным ценам, в частности и родственникам Ю. Витте.
Не приходится долго искать истинные причины сложившейся ситуации. Очевидно, Мамонтов слишком утомил своего покровителя министра финансов удачливостью и яркостью персоны. У Мамонтова получалось с блеском все, к чему он прикасался. А такое не прощают. Самое досадное, что Савва иванович считал Витте своим другом и единомышленником, даже не подозревая всей коварности этого человека. Савва Иванович не был бы сам собою, если бы после всех злоключений поник духом и опустил руки. Свободного времени стало с избытком, и Мамонтов стал лепить из глины. Переехал в гончарную мастерскую, переведенную из Абрамцева за Бутырскую заставу. Вскоре гончарная мастерская в Бутырках стала керамическим заводом. Изделия Мамонтова пользовались спросом.
Савва Иванович умер в 1918 году, его похоронили в Абрамцеве.