В России женщинам путь к профессиональному обучению художеству был открыт в середине 19 века, в то время, например, как во Франции гораздо позже (Мария Башкирцева, проживавшая в к. 19 в. во Франции, в своем дневнике отмечает скептицизм французов к барышням-художницам). Т.к. по своему традиционному социальному назначению женщины не могли полностью отдаться творчеству, отдавая предпочтение семье, то, как результат, среди представительниц слабого пола сравнительно не много состоявшихся художественных мастеров живописи. Тем не менее в нашей истории есть русские женщины-художницы, которые добились того, чтобы увековечить свое имя.
1. Остроумова-Лебедева
Анна Остроумова-Лебедева родилась в 1871 году в Санкт-Петербурге в семье сенатора. Вопреки воли родителей настояла на своем художественном образовании. По окончании Академии у Анны Петровны обнаружилась астма, вызванная работой с масляными красками. Художница переключилась на акварель и гравюру. Зарекомендовала себя Остроумова-Лебедева, прежде всего, как прекрасный пейзажист. Прожила счастливую жизнь в браке с химиком С. Лебедевым, известным тем, что ему первым удалось синтезировать каучук в промышленном масштабе. В период блокады Анна Петровна отказалась покидать Петербург, продолжая писать картины.




2. Киселева Елена
Елена Андреевна Киселева родилась в 1878 году в Воронеже, в семье математика А. Киселева, по чьим учебникам училось не одно поколение русских людей. Елена Андреевна стала первой женщиной Академии художеств, удостоившейся пенсионерской поездки в Европу. Особую популярность Киселевой принесли портреты, в основном, женские. Судьба художницы сложилась весьма печально. В начале войны Елена Андреевна вместе с супругом перебрались на Балканы. Но новая родина не спасла от трагедии: сын художницы попал в плен, а после освобождения скоропостижно скончался. Больше за кисти Киселева не бралась.



3. Серебрякова Зинаида
Серебрякова Зинаида Евгеньевна родилась в 1884 году в Белгородском уезде. Не стать художницей она не могла, т.к. и отец, и мать были людьми творческими. Ее дядя — известный художник и критик А. Бенуа. Долго имя Серебряковой не имело широкой известности, т.к. после революции художница отправилась в Европу, но, как оказалось, назад ей путь уже был закрыт. Во Франции Серебрякова продолжала работать, но особой славы не снискала. И только в 60-х годах Россия «открыла» для себя замечательную русскую художницу, после чего имя Серебряковой прогремело на весь мир.


4. Любовь Попова
Попова Любовь Сергеевна родилась в 1889 году в селе ивановском Московской губернии в семье предпринимателя. Любопытен ее творческий путь, как барышни из зажиточной купеческой семьи в ведущую художницу-авангардистку России. Не многим известно, что благодаря Любови Поповой и Варваре Степановой в нашей стране появились ткани с оригинальным рисунком, которые выпускались на ситценабивной фабрике в Москве. Правильная геометрическая форма, эффектные пересечения паттернов, насыщенный цвет с успехом был принят обществом. По сути, работы Поповой стали предвестниками оптического искусства (оп-арт) и нынешнего цифрового дизайна.




5. Наталья Гончарова
Наталья Сергеевна Гончарова, одна из немногих успешных женщин-художниц, чья слава вышла за границы России. Вместе с супругом Михаилом Ларионовым они стали основоположниками лучизма, направлению в живописи, которое обращалось к истокам древнерусскому искусству. Мир, по мнению художников, воспринимается человеком как совокупность пересекающихся лучей, и задача художника передать это видение при помощи цветных линий. Работы Гончаровой можно найти во многих крупных музеях, а также в частных коллекциях. Стоимость картины «Испанка» составила $10 млн. В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца. При этом ей удалось сочетать детализацию театральных декораций и упрощение, присущее абстрактному искусству.



