Лесков Николай Семёнович: самые важные факты из биографии писателя, произведения — вклад в русскую литературу

леди макбет мценского уезда авторство

В этой статье вы можете узнать основные сведения из биографии русского писателя Николая Семеновича Лескова, автора таких книг, как «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Человек на часах», ознакомиться с их содержанием — кратко обозначим канву и героев этих произведений. 

Детство: год рождения, родители

Литератор родился 4(16).02.1831 в селе Горохово Карачаевского уезда Орловской губернии. Фамилией он обязан деду, который служил в чине священника в селении Лески. Отец писателя отказался быть священнослужителем, за что принципиальный водитель выгнал его из дома. Он отправился в г. Орел и, благодаря тому, что имел семинарское образование, сумел получить место заседателя уголовной палаты и стать хорошим следователем, на счету которого множество раскрытых преступлений. Кроме того, Семен Дмитриевич занимался преподавательской деятельностью — он обучал дворянских детей. В возрасте 40 лет он женился на 16-летней дворянке Елизавете Петровне Алферьевой. В браке родились три сына и две дочери — Николай Семенович был старшим ребенком.

Образование

Семен Дмитриевич, по воспоминаниям Лескова, отличался хорошей образованностью, добросовестностью и принципиальностью. Ему было непросто выстраивать отношения на службе, не хватало гибкости характера — и как результат, должность пришлось оставить из-за вспыхнувшего на работе конфликта. Вместе с семьей Семен Дмитриевич перебрался в село Панино недалеко от города Кромы Орловской губернии. Здесь Семен Дмитриевич принялся за освоение сельского хозяйства. 

Денежных средств у Лесковых не хватало, поэтому, когда Николай подрос и пришла пора учиться, его отдали в семью богатых родственников со стороны матери, где он и получил первоначальное образование. Позже Коля поступил в Орловскую гимназию, однако учеба здесь не задалась — юноша категорически не проявлял интереса к урокам и сильно отставал по успеваемости от других учеников. Спустя 5 лет обучения ему выдали документ об окончании всего 2-х классов и в 16 лет при содействии Семена Дмитриевича устроили писцом в уголовную палату г. Орла. Через год (1848) началась череда мрачных событий в биографии Николая Семеновича: сначала в краткие сроки от холеры умер отец, а потом случился пожар, и Лесковы лишились дома и всего своего имущества.

В 1849-м Коля по приглашению брата со стороны матери перебрался в Киев, где был принят на должность помощника столоначальника в рекрутский стол ревизского отделения казенной палаты. Там же к сотрудничеству в свою фирму его привлек муж тети, Я. Шкотт, англичанин по происхождению. Служба на этих должностях предполагала командировки по городам Российской империи. Бывая в разных населенных пунктах, Николай Семенович имел возможность видеть жизнь простого народа, в каких условиях он проживал, какие тяготы испытывал: в дальнейшем Лесков будет использовать многолетние наблюдения в своем творчестве при написании рассказов и повестей. 

Литературная карьера

Первый опыт Николая Семеновича в литературе связан с публицистикой. Сотрудничая с киевскими и петербургскими периодическими изданиями, он написал для публикации ряд статей обличительного характера — обвинения касались врачей, коррупционной деятельности чиновников, полицейского произвола. Однако такая позиция стала причиной конфликта между молодым публицистом и сотрудниками на службе. Работу Лескову пришлось оставить, чтобы избежать последствий от провокаций сослуживцев. Тем не менее он продолжал сотрудничать с такими изданиями, как «Отечественные записки», «Русская речь», «Северная пчела». В последнем была опубликована статья Николая Семеновича о пожарах в Санкт-Петербурге — в мае 1862 г. в российской столице сгорели множество домов. Поджоги происходили в разные дни, поджигателей не нашли, однако в обществе ходили слухи, что виновники бедствия — радикально настроенные граждане, к числу которых относили и поляков.

В своей статье Лесков упомянул эти подозрения, требуя от властей разъяснения ситуации. Кроме того он раскритиковал действия пожарных служб за низкую эффективность в тушении возгораний. Демократически настроенной части общества подобные заявления были восприняты негативно — они увидели в это прямое обвинение в адрес радикалов. Император Александр II также остался недоволен публикацией. В итоге, чтобы избежать последствий, редакция «Северной пчелы» организовала Николаю Семеновичу заграничную командировку. Спустя год он вернулся с готовой к публикации серии очерков, среди которых могут показаться интересны для чтения «Из одного дорожного дневника» и «Русское общество в Париже», и продолжил сотрудничество с «Северной пчелой».

«Житие одной бабы»

Это произведение Лескова появилось в печати в 1863 году в журнале «Библиотека для чтения». Для дебютной публикации автор взял псевдоним Стебницкий М. Позже повесть переименовали в «Амур в лапоточках. Крестьянский роман». 

По сюжету главную героиню, которую зовут Настя Прокудина, брат насильно отдает замуж с большой выгодой для себя. Девушка не нашла защиты у матери и была вынуждена повиноваться. По складу характера Настя была безропотной и добродушной, лиричной — певунья, песня ей была отдушина.
Навязанный братом муж девушке был противен, и чтобы пресечь всякие с ним отношения, она некоторое время прикидывалась больной. Однако спустя время все же уступила уговорам матери «быть как все». В итоге, молодая девушка, говоря современным языком, на фоне постоянного стресса стала страдать от душевного расстройства и впоследствии была отправлена родственниками мужа на лечение к знахарю Крылышкину. Доброе отношение и участие доктора целительно подействовало на Настю, и она вернулась к своей прежней жизни. Муж за время ее отсутствия уехал на Украину, девушка оставалась на попечении его родителей.

В одну из жарких летних ночей Настя услышала, как кто-то поет на улице. Певцом оказался Степан — он хорош собой, женат, но так же несчастлив в браке, как и наша героиня. Между молодыми людьми возникает чувство, страстный роман оборачивается беременностью Насти. Влюбленные решаются на побег, однако по дороге, как им казалось, в безопасное место, были схвачены и отправлены в тюрьму. Настя теряет ребенка, погибает и Степан. Девушка возвращается в свою деревню в безумном состоянии ума, сбегает из дома и, в конце концов, замерзает в лесу.

Невозможно читать и не сопереживать главной героине. Трагизм сюжета подчеркивает слог автора со множеством народных слов — веришь, что история подлинная. По сути, судьба Насти — это средоточие несправедливого отношения в женщине, которое имело место в российской действительности вплоть до XX века.

«Некуда»

После публикации «Жития одной бабы» были напечатана повесть «Овцебык» и роман «Некуда» (1864), принесший автору скандальную известность за сатирическое изображение нигилистов, чьи воззрения в то время были очень популярны. В главных героях легко угадывались реальные лица, в частности, писатель Слепцов В. А., который помимо прочего знаменит тем, что увлекшись идеями освобождения женщин от социальной зависимости, создал в Петербурге так называемую Знаменскую коммуну — это был первый опыт в России по устройству общего проживания мужчин и женщин на социалистических началах. Смелое предприятие получило широкий резонанс в обществе по большей части негативного оттенка.

«Леди Макбет Мценского уезда»: сюжет книги Лескова коротко

Повесть написана в 1864 году, но опубликована в 1865-м. Автор определил произведения как очерк, тематически — продолжил описание русских женских характеров, на этот раз сделав главной героиней богатую купчиху. Предполагалось в дальнейшем уделить внимание характерным типам женщин из дворянской, помещичьей, раскольничьей среды, а также бабы-повитухи. Однако этот писательский замысел так и не был реализован.

Главная героиня повести Катерина Измайлова — молодая женщина 24 лет, вышедшая замуж за нелюбимого, но богатого человека. Замужняя жизнь ее, вот уже как пять лет скучна и однообразна: детей нет — муж бесплоден, в быту — полный достаток, муж в постоянных разъездах — со временем это обстоятельство стало восприниматься ею как положительный момент. Однажды сонную, размеренную жизнь Катерины нарушает встреча с новым приказчиком мужа Сергеем. Чернокудрый красавец, известный в округе ловелас, умеючи быстро пленил сердце женщины и вскоре занял место отсутствующего супруга в ее покоях. Вскоре тайные встречи любовников заметил свекр, и влюбленные избавились от него, отравив.

После долгого отсутствия вернулся муж — Катерина с Сергеем расправились и с ним, закопав тело в подвале дома. Казалось, все складывается наилучшим для жестоких убийц образом: беременная Катерина осталась наследницей всех богатств исчезнувшего в одночасье мужа-купца. Но вдруг объявляется племянник супруга, законный наследник купеческого состояния. Далее следует страшная сцена очередного убийства: рука любовников не дрогнула, когда душили ребенка. Однако в этот раз злодейство их было раскрыто — как совершалось преступление увидели в окно проходившие мимо люди. 

Суд приговорил преступников к порке и ссылке на каторгу. Для Катерины ничто не имело значения, кроме Сергея — ей было все равно где быть, лишь бы с любимым. Даже родившийся здоровенький ребенок не стал ей отрадой. Младенца отправили на воспитание в имение мужа. Однако для Сергея любовь,если она и было, давно закончилась. По пути к месту отбывания наказания, дразня и унижая Катерину, он заводил отношения с другими женщинами. Финал повествования печален: воспользовавшись случаем, Катерина схватила соперницу и бросилась с ней в Волгу, где обе и утонули.

портрет великого русского писателя
Художник Серов В.

«На ножах»

Этот роман с уголовно-авантюрным сюжетом вышел в 1870 году в журнале «Русский вестник». Детективная история, главными действующими которой являются Павел Горданов, нигилист по убеждению, и его любовница Глафира Бодростина, замужняя женщина. Пара решаются на убийство мужа Глафиры с целью получить его деньги.

Книга не получила одобрения в обществе. Читатели и критики отмечали чрезмерно запутанную сюжетную линию и неправдоподобность происходящих событий. Не по душе роман оказался и самому автору. В своих письмах друзьям и знакомым он жаловался на требования редакции вносить правки, которые сильно меняли изначальный замысел книги. 

«Соборяне» (1872)

После неприятной истории с романом «На ножах», фокус внимания Лескова стал обращен в сторону представителей духовенства. Так, в творчестве Николая Семеновича появился «иконостас святых и праведников» России.

В 1872 г. в «Русском вестнике» появился роман-хроника «Соборяне». События романа происходят в неком городе Старгороде. Главными героями повествования являются протопоп Савелий Туберозов, дьякон Ахилла Десницын, а также священник Захарий Бенефактов. Персонажи представлены, как истинные верующие в идеи православия. Им приходится отстаивать свою позицию, сталкиваясь в различных жизненных ситуациях со школьным учителем, приверженцем нигилизма, политическим провокатором, заезжим ревизором и т. д. В этом романе затрагивается также тема старообрядчества, с которым яростно борются власти, они желают искоренить его окончательно. Туберозов выступает против этой насильственной борьбы.

Одним из ключевых моментом повествования является молебен, на который отец Савелий созывает чиновников. Во время богослужения он читает проповедь, суть которой сводилась к тому, чтобы чиновничество перестало относиться к окружающим как к животным. В противном случае, им грозит наказание. Последствия это речи оказались плачевными для Туберозова. На него был написан донос и, как следствие, запрет совершать богослужения. Отец Савелий заболевает и умирает. Погибают дьякон Ахилла и отец Захарий.

Интересно, что в эти годы Лесковым были написаны еще две хроники, созвучные «Собрянам». Речь идет о рукописи «Старые годы в селе Плодомасове» и «Захудалый род». Произведения остались незаконченными, поскольку автор отказался их дописывать. Причина — разногласия с издателем Катковым М., который был возмущен изображением александровской эпохи, как полной «мистицизма и ханжества», а также утверждением «социальной невоплощённости в русской жизни христианства». По поводу дальнейшего сотрудничества с автором Катков высказался: «Мы ошибаемся: этот человек не наш!».

«Левша» Лескова Николая Васильевича: в чем привлекательность главного героя книги

изображение левши скачать

В 1881 году в свет вышел «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Критики сразу отметили оригинальный слог автора и необычность повествования, особенность которого заключалось в отсутствии однозначной оценки поступкам персонажей. Так, например, атаман Платов изображен как личность героическая, но при этом автор не преминул показать его поступки мало привлекательные и разумные. 

Напомним содержание рассказа. Во время путешествия по Англии императору Александру I представилась возможность ознакомиться с новаторскими изделиями английских инженерных дел мастеров. Сопровождающий государя донской атаман Платов всячески старался его убедить, что отечественные умельцы могут сделать не хуже. Однако после того, как англичане показали миниатюрную металлическую блоху, которая заводится для танцев ключиком и увидеть которую можно только под микроскопом, противопоставить атаману на это уже было нечего. Император покупает диковинку с намерением отвезти на родину, но по дороге останавливается в Таганроге у попа Федота для исповеди и вскоре умирает. 

Футляр с блохой попадает в руки брату почившего государя Николаю Павловичу, ставшего новым российским правителем. Он поручает Платову сыскать русских умельцев, которые смогли бы затмить славу английских мастеров. После этого атаман отправляется в Тулу, находит трех мастеровых, среди которых был косой левша, и поручает им государев наказ. 

Помолившись св. Николаю, умельцы заперлись в избе и до приезда атамана усердно работали. Платов не сразу разобрался, в чем заключался результат двухнедельной работы, громко ругался, трепал Левшу за волосы и, закинув его в коляску, отправился в Петербург. 

На приеме у Николая I выяснилось, что тульские мастера сумели подковать заграничную блоху, правда теперь из-за этого она не могла плясать. Восхитившись мастерством, император отправил посла с Левшой в Англию, чтобы они продемонстрировали там новинку. Приказ был исполнен, англичане удивились, что работа была произведена без микроскопа, без расчетов людьми необразованными из народа. Они предложили Левше остаться в Англии, обучиться наукам и прочее. Однако тульский мастер отказался. Обойдя английские кунсткамеры, он обнаружил, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому стреляют лучше. После этого он заспешил на родину, чтобы поделиться своим открытием с государем. 

Англичане проводили его достойно, тепло одели, дали в морскую дорогу еды. Во время путешествия Левша познакомился с помощником шкипера (полшкипер) и заключил пари, согласно которому кто кого перепьет. Оказавшись в России, моряк с сильнейшим похмельем был принят и отправлен в хорошую лечебницу, а Левшу обокрали и долго по морозу возили из одной больницы в другую. Не получив своевременно помощь, тульский мастер умирает, однако успев рассказать секрет об оружии доктору Мартын-Сокольскому. Однако попытки последнего донести важную информацию до государя. Ему помешал военный министр, сказав, чтобы тот не лез не в свое дело. Подытожил повествование автор словами: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Рассказ вызвал бурную реакцию в обществе. Писателя упрекали как демократы, так и либералы. Его обвиняли в излишне мрачном изображении жизни русского крестьянства, в критике чиновничества. Можно по-разному трактовать содержание, это не отменяет ценные замечания автора относительно особенностей общественного устройства России, а также характера простых русских людей.

творческий путь писателя

«Очарованный странник» (1872) Николая Семеновича Лескова: краткое содержание книги

Роман представляет собой повествование о жизни Флягина Ивана Северьяновича, крепостного крестьянина. Причем рассказ ведется самим героем своим попутчикам на пароходе. Из воспоминаний Флягина становится известно, что в детстве он случайно засек насмерть священнослужителя. Однажды покойный пришел во сне к юноше и рассказал, что тот был обещан матерью Богу, и после множества испытаний окажется в монастыре. Действительно, в дальнейшем Флягина ждет череда событий, которые будут своего рода испытанием на прочность: это и забота о маленькой девочке, и участие в кровопролитной дуэли — избиение плетьми, многолетний татарский плен с увечьем Ивана — татары разрезали ему пятки и вложили в рану конский волос, и отношения с цыганкой Грушенькой. Попутчики встретили Флягина по пути в монастырь. Однако финал романа остается открытым, поскольку непонятно, чем же завершились скитания героя, сбылось ли предсказание священника, так как по словам Ивана, грядет большая война и ему предстоит в ней поучаствовать.

Эту книгу издатель Катков не просто не стал редактировать, он ее отказался принимать, поскольку в романе прослеживается критика властей. Свое произведение Лескову пришлось издавать в разных номерах в газете «Русский мир».

«Праведники»

Так называется сборник рассказов, главные герои которых отличались прямодушием, обостренным чувством правды, совестливости. В цикл вошли также, кроме упомянутого выше «Очарованного странника», рассказы «Фигура», «Несмертельный голован», «Человек на часах» и пр., написанные в период с 1876 по 1889 год. Николай Семенович утверждал, что все его «праведники» — реальные люди, о которых он так или иначе слышал, читал. Истории, им описанные, также действительно случившиеся в прошлом.

Интерес к положительным персонажам автор объяснял так: «Ужасно и несносно… видеть одну «дрянь» в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, … но куда я ни обращался, … все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».

К 1890-му году в творчестве Лескова стали появляться отрицательные персонажи («Тупейный художник», «Пугало», «Зверь»), среди которых теперь можно было обнаружить и священников.

Об отношении к церкви

В 1880-х годах Николай Семенович пересмотрел свои взгляды на церковь. Большое влияние в этом оказал на него Л. Н. Толстой. К антирелигиозным произведениям относится повесть «Полунощники» о богатой дочери фабриканта Клавдиньки, которая пренебрегает обрядовой стороной церкви, стремится быть самостоятельной и помогать людям. Автор сталкивает ее со священником, реальным историческим деятелем — Иоанном Кронштадтским, который по просьбе матери девушки должен был отговорить девушку от «странных» устремлений.

Большой скандал в 1883 году вызвал очерк Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть». В итоге, писатель оказался нерукопожатен как для левых, так и для правых: консерваторы стали относиться к нему как непредсказуемому радикалу.

Произведения последних лет жизни Николая Семеновича носили остро сатирический характер. Не появились в печати роман «Чертовы куклы» и повесть «Заячий ремиз». Запрещенные цензурой рукописи были опубликованы только после революции 1917 года.

Наследие и память

Умер Николай Семенович Лесков 21 февраля 1895 года Петербурге от приступа астмы, здесь же похоронен на Волковском кладбище.

Добавить комментарий