«Мой дневник — самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано! Тут вся женщина, со всеми своими мыслями и надеждами, разочарованиями, со всеми своими скверными и хорошими сторонами, с горестями и радостями. Я еще не вполне женщина, но я буду ею. Можно будет проследить за мной с детства до самой смерти. А жизнь человека, вся жизнь, как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, — всегда великая и интересная вещь”.
(Мария Башкирцева. Запись в дневнике от 14 июля 1874 года.
На самом деле, запись от 14 июля 1875 года).
Начало
Продолжение
Обстановка на любовном фронте
— Дневник Марии Башкирцевой пестрит рассказами о мужчинах, к которым она испытывала романтические чувства, и которых буквально забрасывала анонимками. Все персонажи скрыты за инициалами, но установить их принадлежность к тому или иному лицу все же удалось, опять же, благодаря неизданным записям. Выбор объекта для любовного увлечения у Марии всегда был типичен: избалованный, высокомерный аристократ, непременно богатый и вхожий в высшее общество. Получить власть, влияние, популярность за счет положения мужа входило в долгосрочные планы Башкирцевой. Но с женихами и замужеством как-то постоянно не клеилось, Мария так и умерла старой девой (26 лет в 19 в. — это солидный возраст для женщины).
— Первой, юной, а потому, наверно, самой яркой влюбленностью Марии стало ее увлечение английским аристократом герцогом Гамильтоном энд Брэндон.
» Муся увидела его еще в Бадене в 1870 году, потом часто встречала на променаде в Ницце, куда они перебрались в 1871 году после окончания франко-прусской войны. Это был кра-
сивый, немного полноватый юноша с медными волосами и тонкими усиками, как ей кажется, похожий на Аполлона Бельведерского, капризный, фатоватый и жестокий, как Не-
рон. А попросту рыжий (Помните “И Лондон рыжий…” у князя Вяземского?), самоуверенный и нагловатый англосакс. “Его уверенность всегда имеет в себе нечто победоносное”, — отмечает Мария Башкирцева». Александров А. «Подлинная жизнь мадмуазель Башкирцевой».
14-летней Марии никак не светило стать герцогиней, и она это понимает, но все равно на что-то надеется, мечтает:
» Я признаю любовь только таких мужчин, как Гамильтон, потому что они много знают и много видели. Мальчик двадцати двух лет любит, как женщина. Я была бы горда, если бы меня полюбил именно такой мужчина, который искусен в любви. А уж если он полюбит, то навсегда. Такие мужчины все испытали, через все прошли, и в конце концов ищут свою
гавань. Я люблю Гамильтона и желаю его еще больше оттого, что он сумеет оценить мою любовь. Потому что он пожил»». Неизданное, 21 июля 1873 года.
Герцог, в конце концов, женился на другой, Мария страдает, но вскоре в ее жизни появляется новый объект для романтических отношений — Эмиль д’Одиффре. Он богат и склонен к дерзким поступкам, что так нравится в мужчинах юной Башкирцевой. Ее надежды на то, что с помощью Эмиля она и ее семейство войдет в высшее общество не оправдались. Чаяньям родных выдать Марию за Одиффре замуж также не было суждено сбыться. Именно в тот период Башкирцева начала задумываться о не справедливом устройстве общества, с гендерной точки зрения:
«Мужчина может себе позволить все, а потом он женится, и все считают это вполне естественным. Но если женщина осмеливается сделать какой-нибудь пустяк, я уж не говорю, чтобы всё, на нее начинают нападать. Но почему так? Потому что, скажут мне, ты еще ребенок и ничего не понимаешь, у мужчин это…, а у женщин это… совсем по-другому. Я
это прекрасно понимаю, могут быть дети, но часто их и не бывает, есть только… Мужчина — эгоист, он разбрасывается во все стороны, а потом берет женщину целиком и хочет, что-
бы она удовлетворилась его остатками, чтобы любила его изношенный остов, его испорченный характер, его усталое лицо!.. Я не осуждаю плотские удовольствия, но нужно, что-
бы все было прилично, чтобы “ели только, когда голодны…” А они считают самок женщинами, говорят с ними, проводят время у них, а те обманывают их, издеваются над ними, жалкие мужчины… Как? Они не переносят, если у их жен появляются кавалеры, а сами совершенно спокойно говорят о любовниках своих любовниц!” Из неизданного дневника М. Башкирцевой, запись от 27 сентября 1875 года.
— Затем в жизни Марии появился племянник кардинала Пьетро Антонелли, с которым замужество также расстроилось. Затем имели место быть романтические отношения с графом Александром Лардерелем (в изданном дневнике о нем записи нет), Полем де Кассаньяком и во время пребывания в России ее окружали полтавские ухажеры («полтавские гиппопотамы»). Другими словами, недостатка в мужчинах в своем окружении Башкирцева не испытывала, но чего-либо серьезного из этого не выходило. Тогда Мария, что называется, окунается головой в работу.
Мария Башкирцева — гений юного дарования или все дело в связях
— Была ли Мария Башкирцева талантлива, как о ней принято говорить, и если да, то в чем именно? Рисовала Мария с детства, но по-серьезному начала в 19 лет, поступив в единственную рисовальную школу во Франции, где могли обучаться женщины — академию Жюлиана:
Мои незрелые таланты, мои надежды, мои привычки, мои капризы сделаются смешными в девятнадцать лет. Начинать живопись в девятнадцать лет, стремясь все делать раньше и
лучше других! Некоторые обманывают других, я же обманула себя”. Запись в дневнике от 29 августа 1877 года.
Надо отдать должное, Башкирцева работала исключительно упорно, добиваясь поставленной цели. Курс живописи, рассчитанный на семь лет, она прошла за два. Тем не менее, не без наличия полезных знакомств, ее кандидатура была одобрена жюри для участия в знаменитом Салоне. Более того, в дневнике есть эпизод, когда будучи дебютанткой, и не укладываясь в сроки с завершением работы, члены жюри пошли ей навстречу, предоставив возможность закончить картину. Если учесть всю сложность для начинающего художника просто стать участником выставки, то очевидно, что наличие положения и связей сыграли немалую роль в становлении имени Башкирцевой. Да, Марию заметили, как художницу, отметили статьей в русской газете, но для честолюбивой и тщеславной Марии этого было мало.
Большим расстройством для Башкирцевой стало сложившееся мнение в обществе по поводу ее картины «Митинг» (или «Сходка»). Нашлись злопыхатели, которые заподозрили, что к этой картине приложил руку известный тогда художник Жюль Бастьен-Лепаж, друг и учитель Марии. Вот что по этому поводу пишет в своем дневнике Мария:
«В общем, мне лестны все эти толки о моей картине. Мне завидуют, обо мне сплетничают, я что-то из себя представляю. Позвольте же мне порисоваться немножко, если мне этого хочется. Но нет, говорю вам: разве это не ужасно, разве можно не огорчаться? Шесть лет, шесть лучших лет моей жизни я работаю, как каторжник; не вижу никого, ничем не пользуюсь в жизни! Через шесть лет я создаю хорошую вещь, и еще смеют говорить, что мне помогали! Награда за такие труды обращается в ужасную клевету!!! Я говорю это, сидя на медвежьей шкуре, опустив руки, говорю искренно и в то же время рисуюсь….” Запись Башкирцевой М. от 17 мая 1884 года.
Да, Мария не бесталанна, и, по большому счету, талант ее к 25 годам только-только стал проявляться, но развиться ему было уже не суждено: «… среди тумана, меня окутывающего, я вижу действительность еще яснее… действительность такую жестокую, такую горькую, что, если стану писать про нее, то заплачу. Но я даже не смогла бы написать. И потом, к чему? К чему все? Провести шесть лет, работая ежедневно по десяти часов, чтобы достигнуть чего? Начала таланта и смертельной болезни». В 1884 году Мария Башкирцева скончалась от долгое время подтачивающей ее здоровье чахотки.
— И главное, пусть Мария так и не стала выдающейся художницей, но наличие литературных способностей ей все же не занимать. Несомненно, проживи она дольше, то вполне развилась бы в интересную писательницу. А будь Башкирцева нашей современницей, она непременно стала бы популярным блогером: она самолюбива, тщеславна, жаждет публичности и владеет слогом, а склонность к дерзким выходкам только добавила бы интереса к ее персоне!